НЕУСПЕВАЕМОСТЬ – это ситуативное или устойчивое отставание обучающегося в освоении учебного материала по одному или нескольким предметам образовательной программы.
- РАСПРОСТРАНЕНО
Каждый третий обучающийся не обладает базовым уровнем знаний как минимум по одному из предметов образовательной программы
- СТРЕССОВО
Неуспеваемость в образовательной организации может стать причиной хронического стресса
- ТРУДНО СПРАВИТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО
В большинстве случаев обучающийся не может справиться с неуспеваемостью самостоятельно и нуждается в помощи родителей и педагогов
- КОМПЛЕКС ПРОБЛЕМ
Связанных с обучением в группе или индивидуально
НЕУСПЕВАЕМОСТЬ – одна из распространенных проблем в образовательных организациях, которая порождает деструктивные последствия: проблемы эмоциональной сферы, нарушение состояния здоровья, детско-родительские конфликты в семье, чувство неполноценности ребёнка вследствие постоянных учебных неудач.
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
-
Ранняя неуспеваемость - возникает у обучающихся первых лет обучения (в начальной школе, на 1-2 курсе), связана со сменой привычной деятельности, сложностями в адаптации, изменением социального окружения, психологической неготовностью к обучению в школе, колледже, вузе.
-
Поздняя неуспеваемость - возникает у обучающихся среднего звена (в 5-9 классах, на 3-4 курсах), связана с усложнением образовательной программы, увеличением количества педагогов и повышением педагогических требований, к которым необходимо приспосабливаться.
В ЧЁМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ (МАРКЕРЫ)
- Неудовлетворительные отметки по отдельным учебным предметам.
- Нежелание обучаться, посещать учебные занятия, пропуски занятий без уважительной причины.
- Отказ выполнять домашние задания. Отсутствие интереса к изучаемому материалу.
- Несамостоятельность в выполнении учебных заданий. Решение задач, выполнение упражнений возможно только с чьей-то помощью.
- Жалобы на ухудшение самочувствия. Могут беспокоить боли, недомогание, дрожь.
- Трудности понимания и воспроизведения учебного материала - выделение главной мысли в тексте, структурирование материала, пересказ содержания текста своими словами.
- Пассивность при возникновении трудностей. Отсутствие проявлений воли, настойчивости.
- Проявление агрессии по отношению к окружающим, возможны межличностные конфликты.
- Проявление раздражительности, плаксивости, уход в себя, панические атаки накануне проверочных
и контрольных работ, отдельных уроков.
- Одиночество в учебном коллективе. Из-за проблем с успеваемостью возможны насмешки со стороны одноклассников, сверстников, некоторых педагогов.
- Языковые трудности - русский язык не является родным для твоего друга, знакомого, что затрудняет обучение.
- Совершение навязчивых действий - закручивание волос, грызение ногтей, раскачивание из стороны
в сторону, совершение других навязчивых действий.
- Проявление интереса к деструктивному контенту в сети Интернет и в социальных сетях.
- Поиск поддержки и самореализации во внеучебных сферах.
ЧТО ДЕЛАТЬ
- Постарайтесь уделить внимание формированию у обучающихся устойчивой мотивации достижения успеха в посильных видах деятельности, работайте на повышение самооценки и учебной мотивации.
- Организуйте подачу учебного материала с использованием информации для разных модальностей, активизируйте на уроках работу всех анализаторных систем у обучающихся.
- При изучении нового материала используйте стимулирующие приёмы для включения детей во фронтальную работу. Позитивно подкрепляйте уточняющие вопросы от обучающихся.
- Уделите внимание развитию учебных интересов обучающихся посредством использования дополнительного материала, собственных наблюдений, жизненного опыта, юмора, наглядных материалов, историй из жизни детей и взрослых.
- Старайтесь учитывать темповые особенности детей в ходе обучения.
- Особое внимание уделите вовлечению обучающихся в виды деятельности, в которых они могут проявить инициативу, заслужить признание. Закрепляйте, поощряйте малейшие успехи, продвижения, достижения недостаточно успевающих в учёбе детей.
- По возможности объясняйте обучающимся критерии оценивания их знаний и умений, обосновывайте оценки и давайте рекомендации по улучшению учебных результатов.
- Организуйте индивидуальные консультации для родителей обучающихся. Направляйте родителей на создание поддерживающей и помогающей обстановки в семье, развитие необходимых для учёбы качеств.
- В учебном коллективе не допускайте проявлений травли неуспевающих обучающихся. При проблемах адаптации в начале обучения закрепите наставника из числа обучающихся-ровесников или обучающихся-волонтёров, более старших по возрасту.
- Если у обучающегося русский язык не является родным, рассмотрите вопрос об индивидуализации его образовательного маршрута, закрепления тьютора.
- Во всех случаях учебной неуспеваемости обратитесь к специалистам - школьному психологу, неврологу, логопеду.