ИЗОЛЯЦИЯ – это состояние самозащиты от неприятностей, возможных угроз окружающего мира, проявляющееся в замкнутости, снижении общительности или отказе от взаимодействия с другими людьми, погруженности в собственный внутренний мир: мысли, образы, переживания.
- НЕКОНТАКТНО
Ребенок не желает контактировать с другими людьми, не ищет общения. Он не понимает ценности и важности общения
- ЗАМКНУТО НА СЕБЕ
Ребенок чувствителен, может воспринимать мир угрожающим и опасным. Он замыкается в себе с целью защиты внутреннего мира, поэтому часто бывает одинок
- ПАССИВНО
Ребенок не включается в совместную деятельность, во взаимодействие с другими людьми: не вовлекается в игры, беседы, обсуждения, групповые дела и мероприятия
- НЕУВЕРЕННО
Ребенок не уверен в себе, воспринимает себя неуспешным и неэффективным, испытывает тревогу и страх неудач
ИЗОЛЯЦИЯ - весьма распространенное явление в образовательной среде. В его основе лежит защита от неприятностей и угроз окружающего мира. Постоянная изоляция может вести к деструктивным последствиям: снижению успеваемости, задержке интеллектуального развития, агрессивному поведению, психическим расстройствам.
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
-
Ситуационная изоляция - возникает при наличии ситуаций, кажущихся субъективно сложными, непонятными, когда нужно взять «тайм аут» для размышления. может быть неосознанной или осознаваемой. умение время от времени ограничивать контакты и общение с людьми – признак пластичности, гибкости психики, помогающее избегать лишнего напряжения, неприятных эмоций.
-
Отчуждение - возникает на основе негативного эмоционального состояния - подавленность, тревожность, страх, на фоне снижения критичности мышления (бредовые идеи преследования и другие). стойкая тенденция к изоляции от взаимодействия с людьми – проявление психического расстройства.
-
Хроническая изоляция - возникает на основе психологических факторов. личностные особенности, определяющие склонность человека к изоляции – застенчивость, скрытность, необщительность. изоляция проявляется регулярно в разных ситуациях. причины могут лежать в области предыдущего жизненного опыта и быть связанными с особенностями воспитания и условиями обучения.
В ЧЁМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ (МАРКЕРЫ)
- Предпочтение в размещении обучающегося на первой (последней) парте в учебной аудитории. Ребёнок часто сидит в одиночестве.
- Отсутствие друзей в учебном коллективе. Если друзья у ребёнка есть, он общается с ними редко, в исключительных случаях.
- Редкое обращение ко взрослым, другим детям. В случае обращения контакт носит кратковременный характер. Ребёнок малоразговорчив, говорит тихо. Высказывается о том, что общение с людьми не является для него важным и ценным. Медленное приспособление к новым людям. Ребёнок держится в стороне от других детей, долго присматривается к новичкам в классе и новым преподавателям, незнакомым людям.
- Ребёнок склонен к уединению, преобладает позиция наблюдателя в активностях, проводимых в образовательной организации, отсутствует стремление делиться с другими людьми своими мыслями, переживаниями, опытом.
- Отказ присутствовать на мероприятиях.
- Отсутствие желания выражать и отстаивать личное мнение - соглашается с другими, либо молчит.
- Наличие нетипичных увлечений, требующих уединенности (чтение литературы, коллекционирование, изучение насекомых и т.д.).
- Наличие проблем с успеваемостью. Чаще всего сложности возникают с учебными предметами, требующими наличия коммуникационных умений.
- Проявление в поведении замкнутости, скрытности. Ребёнок может разговаривать сам с собой.
- Негативные эмоциональные состояния – тревога, страх, боязнь и другие, мешающие вступлению в контакт и активным действиям в новых и субъективно трудных ситуациях.
- Снижение критичности мышления: раздувается значимость ситуации, преувеличиваются возможные риски и их последствия, высказываются обвинения в адрес других людей.
ЧТО ДЕЛАТЬ
- Постарайтесь принять индивидуальные особенности ребёнка, отнеситесь к нему доброжелательно, с искренней заинтересованностью. Проявляйте терпение в случаях «чудачества» ребёнка. Выделяйте его поведение как отличное от других. Уделите внимание профилактике травли в силу индивидуальных особенностей ребёнка.
- Уважительно отнеситесь к идеям и мнениям, высказанным ребёнком, поддержите его увлечения. Подумайте, каким образом лучше интегрировать интересы ребёнка в групповое взаимодействие. Включайте обучающегося в группу только с его личного согласия, когда он будет к этому готов.
- Акцентируйте внимание ребёнка на любых его успехах в общении с окружающими. Дайте ему почувствовать важность присоединения к коллективу и вклада в общие дела. Давайте поручения ненавязчиво, от предлагаемой им помощи не отказывайтесь.
- Старайтесь стимулировать у ребёнка во время занятий и мероприятий процессы и функции, лежащие в основе успешной коммуникации - речь, внимание, память, критическое мышление.
- Создавайте ситуации эмоционального комфорта, смягчайте дискомфортные для ребёнка условия (чтение юмористических рассказов, анекдотов, рассказывание историй и баек).
- Выясните обстановку в семье, побеседуйте с родителями. Порекомендуйте им совместно с ребёнком организовывать домашние дела и досуг, организовать личное пространство.
- В особо трудных случаях обратитесь к школьному психологу, Позвоните по телефону доверия.