Назад

Изоляция

Специалистам
Специалистам

Что делать, если ребенок склонен к изоляции

Изоляция
ИЗОЛЯЦИЯ это состояние самозащиты от неприятностей, возможных угроз окружающего мира, проявляющееся в замкнутости, снижении общительности или отказе от взаимодействия с другими людьми, погруженности в собственный внутренний мир: мысли, образы, переживания. 

  • НЕКОНТАКТНО
    Ребенок не желает  контактировать с другими людьми, не ищет общения. Он не понимает ценности и важности общения    
  • ЗАМКНУТО НА СЕБЕ
    Ребенок чувствителен, может воспринимать мир угрожающим и опасным. Он замыкается в себе с целью защиты внутреннего мира, поэтому часто бывает одинок
  • ПАССИВНО
    Ребенок не включается в совместную деятельность, во взаимодействие с другими людьми: не вовлекается в игры,  беседы, обсуждения, групповые дела и мероприятия
  • НЕУВЕРЕННО
    Ребенок не уверен в себе, воспринимает себя неуспешным и неэффективным, испытывает тревогу и страх неудач

ИЗОЛЯЦИЯ - весьма распространенное явление в образовательной среде. В его основе лежит защита от неприятностей и угроз окружающего мира. Постоянная изоляция может вести к деструктивным последствиям: снижению успеваемости, задержке интеллектуального развития, агрессивному поведению, психическим расстройствам.  
  • Ситуационная изоляция - возникает при наличии  ситуаций, кажущихся субъективно сложными, непонятными, когда нужно взять «тайм аут» для размышления. может быть неосознанной или осознаваемой.  умение время от времени ограничивать контакты и общение с людьми – признак пластичности, гибкости психики, помогающее избегать лишнего напряжения, неприятных эмоций.    

  • Отчуждение - возникает на основе негативного эмоционального состояния - подавленность, тревожность, страх, на фоне снижения критичности мышления (бредовые идеи преследования и другие). стойкая тенденция к изоляции от взаимодействия с людьми – проявление психического расстройства.  

  • Хроническая изоляция -  возникает  на основе психологических факторов. личностные особенности, определяющие склонность человека к изоляции – застенчивость, скрытность, необщительность. изоляция проявляется регулярно в разных ситуациях. причины могут лежать в области предыдущего жизненного опыта и быть связанными с особенностями воспитания и условиями  обучения. 

  • Предпочтение в размещении обучающегося на первой (последней) парте в учебной аудитории. Ребёнок часто сидит в одиночестве.
  • Отсутствие друзей в учебном коллективе. Если друзья у ребёнка есть, он общается с ними редко,  в исключительных случаях.
  • Редкое обращение ко взрослым, другим детям. В случае обращения контакт носит кратковременный характер. Ребёнок малоразговорчив, говорит тихо.  Высказывается о том, что общение с людьми не является для него важным и ценным. Медленное приспособление к новым людям. Ребёнок держится в стороне от других детей, долго присматривается к новичкам в классе и новым преподавателям, незнакомым людям.
  • Ребёнок склонен к уединению, преобладает позиция наблюдателя в активностях, проводимых в образовательной организации, отсутствует стремление делиться с  другими людьми  своими мыслями, переживаниями, опытом.
  • Отказ  присутствовать на мероприятиях.
  • Отсутствие желания выражать и отстаивать личное мнение - соглашается с другими, либо молчит.
  • Наличие нетипичных увлечений, требующих уединенности (чтение литературы, коллекционирование, изучение насекомых и т.д.).
  • Наличие проблем с успеваемостью. Чаще всего сложности возникают с учебными предметами, требующими наличия коммуникационных умений.
  • Проявление в поведении замкнутости, скрытности. Ребёнок может разговаривать сам с собой.
  • Негативные эмоциональные состояния – тревога, страх, боязнь и другие, мешающие вступлению в контакт и активным действиям в новых и субъективно трудных ситуациях.
  • Снижение критичности мышления: раздувается значимость ситуации, преувеличиваются  возможные риски и их последствия,  высказываются обвинения в адрес других людей. 
  1. Постарайтесь принять индивидуальные особенности ребёнка, отнеситесь к нему доброжелательно, с искренней заинтересованностью. Проявляйте терпение в случаях «чудачества» ребёнка. Выделяйте его поведение как отличное от других. Уделите внимание профилактике травли  в силу индивидуальных особенностей ребёнка.
  2. Уважительно отнеситесь к идеям и мнениям, высказанным ребёнком, поддержите его увлечения. Подумайте, каким образом лучше интегрировать интересы ребёнка  в групповое взаимодействие. Включайте обучающегося в группу только с его личного согласия, когда он будет к этому готов.
  3. Акцентируйте внимание ребёнка на любых его успехах в общении с окружающими. Дайте ему почувствовать важность присоединения к коллективу и вклада в общие дела.  Давайте поручения ненавязчиво, от предлагаемой им помощи не отказывайтесь. 
  4. Старайтесь стимулировать у ребёнка во время занятий и мероприятий процессы и функции, лежащие в основе успешной коммуникации - речь, внимание, память, критическое мышление.
  5. Создавайте ситуации эмоционального комфорта, смягчайте дискомфортные для ребёнка  условия (чтение юмористических рассказов, анекдотов, рассказывание историй и баек).
  6. Выясните обстановку в семье, побеседуйте с родителями. Порекомендуйте им совместно с ребёнком организовывать домашние дела и досуг, организовать личное пространство.
  7. В особо трудных случаях обратитесь к школьному психологу, Позвоните по телефону доверия. 

Изоляция