ОПАСНОЕ СЕЛФИ (от англ. selfie, от «self» — сам, себя) — разновидность автопортрета, запечатление самого себя на фотокамеру, для выполнения которого выбирается место или объект, связанный с повышенной опасностью - строительный кран, огнестрельное оружие, крыша движущегося поезда и другие.
- ОПАСНО
Подросток подвергает себя опасности травмироваться, получить увечья, погибнуть
- ПРОТИВОПРАВНО
Селфи на объектах повышенной опасности может повлечь административную и уголовную ответственность
- НЕОПРАВДАННО
Подросток рискует своей жизнью ради признания, одобрения со стороны сверстников, необычного «селфи» или кратковременного удовольствия
ОПАСНОЕ СЕЛФИ – форма рискованного поведения подростков и молодежи, связанная с объектами повышенной опасности. Опасное селфи может стать причиной травм, увечий и гибели, может привести к определенным личностным искажениям. Рискованное поведение закрепляется, становится «нормой». У подростков и молодых людей с опасными увлечениями может сформироваться девиантное поведение.
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
- Селфи на высоте - выполнение съёмки на крыше зданий, на краю обрыва, на башенном кране и других высотных объектах.
- Селфи в процессе выполнения трюков - выполнение съёмки прыжка с высоты, трюков на велосипеде, самокате и других.
- Селфи за рулём транспортного средства.
- Селфи в экстремальной близости от животных (хищников).
- Селфи во время экстремальных развлечений - выполнение съёмки при попытке прокатиться между вагонами, на крыше движущего поезда и других.
- Селфи с использованием предметов и объектов, представляющих опасность - выполнение съёмки с использованием огнестрельного оружия, опоры линии электропередачи, строительной техники, работающих электроприборов, источников открытого огня и других.
- Селфи во время стихийных бедствий и природных катаклизмов – выполнение съёмки на фоне приближающегося смерча, схода лавины и других.
В ЧЁМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ (МАРКЕРЫ)
ПРИЗНАКИ УВЛЕЧЕНИЯ ОПАСНЫМ СЕЛФИ
- Избегает обсуждать свой досуг или, напротив, бравирует перед сверстниками и взрослыми людьми своими увлечениями.
- Участвует в группах и форумах, посвященных опасному селфи, или объектам, интересующим представителей экстремальных групп.
- Размещает на страницах в социальных сетях фотографии и видео (не обязательно своих), сделанные в местах и условиях, представляющих опасность при съёмке.
- Использует сленг («залаз», «сходинг», «заброс» и т.п).
- Показывает (говорит о наличии) специальных устройств для выполнения селфи: «монопода» — телескопической (выдвижной) палки с пультом для дистанционного селфи, штатива и других).
- Носит одежду со следами нетипичных загрязнений (сажи, масел, смол, других).
- Имеет ссадины, ушибы, травмы.
ЧТО ДЕЛАТЬ
ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ ПРИЗНАКИ УВЛЕЧЕНИЯ РИСКОВАННЫМ СЕЛФИ
- Побеседуйте с подростком, ненавязчиво поинтересуйтесь его интересами, досугом.
- Проанализируйте окружение подростка
- Проведите мониторинг социальных сетей подростка, одноклассников, друзей. Обратите внимание на содержание информации, которой они интересуются, наличие фото и видеоматериалов о рискованном поведении.
- Свяжитесь с родителями подростка и поделитесь своими опасениями.
- Проинформируйте подростков и родителей о реальной и потенциальной опасности опасных селфи.
- Уделите особое внимание формированию правового сознания подростка, его позитивных интересов и перспектив.
- Вовлекайте подростка к участию в фото и видеосъёмке общешкольных и классных мероприятий, в деятельность школьных медиа.
ЕСЛИ ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО ПОДРОСТОК УВЛЕКСЯ ОПАСНЫМ СЕЛФИ
- Побеседуйте с подростком, чтобы понять мотивы его экстремального увлечения и оценить степень угрозы для его жизни и здоровья.
- Обсудите этот случай с другими специалистами, выработайте индивидуальную программу помощи с участием родителей (законных представителей).
- Предложите альтернативные виды физической и творческой активности - скалолазание, парашютный спорт, виндсёрфинг, курсы необычной фотографии и т.п. Организуйте участие подростка в спортивных мероприятиях, работе кружков, секций, творческих мастерских и лабораторий с учётом его интересов.
- Поддержите активность, поощряйте самостоятельность, инициативу подростка.
- Говорите с подростком о будущем с учётом его интересов, склонности к риску.
- Способствуйте повышению самооценки подростка через публичное поощрение учебных результатов, признание достижений в соревновательной деятельности,
- При необходимости обратитесь к специалистам. Позвоните по телефону доверия.