ШКОЛЬНЫЕ ПРОГУЛЫ — умышленный пропуск уроков в школе без уважительной причины.
- ПРЕДНАМЕРЕННО
Ребёнок умышленно пропускает занятия
- ЭМОЦИОНАЛЬНО
Ребёнок испытывает негативные эмоции в отношении учебных занятий (чувство тревоги, беспокойство, страх, стресс или чувство скуки)
- ПРОБЛЕМНО
Часто причинами школьных прогулов выступают конфликты со сверстниками и учителями, боязнь показаться смешным и неловким, насмешки со стороны одноклассников. На фоне школьных прогулов возникают проблемы с успеваемостью по учебным предметам
- БЕСКОНТРОЛЬНО
Прогуливая уроки, ребёнок находится без присмотра и контроля со стороны взрослых, что может иметь для него негативные последствия
Пропуски уроков в начальных классах могут быть признаком повышенного Чувства Тревоги, СВЯЗАННОго С переходом от дошкольного этапа к Школьному, трудностями адаптации к условиям ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ.
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ дети часто пропускают уроки по обстоятельствам и причинам, которые находятся в зоне ответственности родителей, а не самого ребёнка. В случае пропусков учебных занятий без уважительной причины у детей формируются искажённые представления о процессе учебной деятельности, вредные привычки, лень, развивается безответственность, усиливается склонность к откладыванию важных и неприятных дел. В таких условиях у детей не формируется ключевое жизненно важное качество - самостоятельность.
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
-
Единичные - ученик может пропустить 1—2 урока или учебный день в течение месяца
-
Хронологические (систематические) -
регулярные длительные пропуски учебных занятий
В ЧЁМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ (МАРКЕРЫ)
- Высказывает негативные мысли об учёбе, школе, учителях и одноклассниках (однокурсниках).
- Не хочет выполнять домашние задания, откладывает их выполнение на более позднее время (до вечера, на следующий день) или вообще отказывается их выполнять
- Ищет предлог, чтобы остаться дома или уйти с учебных занятий: говорит о недосыпе, жалуется на головные боли, плохое самочувствие
- Болеет из-за сильных переживаний, которые связаны с посещением школы
- Отказывается обсуждать школьные дела, негативно реагирует на вопросы об успеваемости и событиях школьной жизни
- Проявляет безразличие к своему внешнему виду перед началом учебного дня
- Пребывает в плохом настроении, часто выглядит подавленным
- Становится закрытым, не хочет обсуждать проблемы и трудности, с которыми он сталкивается в образовательной организации
- Осваивает учебный материал с затруднениями, наблюдается снижение успеваемости
ЧТО ДЕЛАТЬ
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ КТО-ТО ИЗ РЕБЯТ ПРОПУСКАЕТ ЗАНЯТИЯ ИЛИ СОБИРАЕТСЯ ЭТО СДЕЛАТЬ
- Осуществляйте ежедневный контроль посещаемости детьми учебных занятий, своевременно реагируйте на пропуски занятий.
- Проявляйте внимание к детям, наблюдайте за проявлениями их поведения и настроения. Беседуйте с детьми о том, как проходят их учебные и выходные дни.
- Создайте психологически комфортную среду в классе, проведите мероприятия на сплочение классного коллектива. Поддерживайте атмосферу взаимоподдержки.
- Используйте в работе индивидуальный подход. Обратите внимание на то, чем можно заинтересовать ребёнка, чтобы он с желанием посещал учебные занятия.
- Вовлекайте детей во внеурочную деятельность, организуйте в школе дополнительные занятия. Ребёнок должен чувствовать свою самоэффективность.
- Обращайте внимание на детей, которые испытывают затруднения в освоении учебной программы. Организуйте индивидуальную работу с такими обучающимися, помогите им ликвидировать пробелы в знаниях.
- Если ребёнок прогуливает уроки, установите с ним доверительный контакт, проведите беседу, выясните причины школьных прогулов, провоцирующие негативные воздействия и условия. При этом старайтесь услышать ребёнка и понять его проблемы, потребности, переживания.
- Побеседуйте с родителями, если родители не знают о существующей проблеме предупредите их о необходимости усиления контроля за посещением ребёнком школьных занятий и его поведением. Работу по устранению причин прогулов, осуществляйте совместно с родителями.
- При выявлении сложностей в понимании между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании, привлекайте других специалистов: школьного психолога, социального педагога, специалиста по социальной защите. Рекомендуйте родителям обратиться за помощью в психолого-педагогические центры для гармонизации отношений в семье, создания оптимальных условий для обучения и развития детей.
- При необходимости «подключайте» к работе с ребёнком других специалистов.