ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ — антиобщественное противоправное поведение человека, воплощенное в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
- АНТИОБЩЕСТВЕННО
Поведение нарушителя подлежит санкциям различного типа: от социальных до уголовных
- НЕАДЕКВАТНО
Неадекватное восприятие ситуации или окружающих, приписывание негативных побуждений или личных качеств другим, чтобы самому не испытывать стыд и дискомфорт
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ
- Кража. Тайное хищение чужого имущества (ст. 158 УК РФ)
- Грабеж. Открытое хищение чужого имущества (ст. 161 УК РФ)
- Разбой. Насильственное хищение чужого имущества (ст. 162 УК РФ)
- Мошенничество. Хищение чужого имущества путём обмана или злоупотребления доверием (ст. 159 УК РФ)
- Вымогательство. Требование передачи чужого имущества под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества (ст. 163 УК РФ)
За противоправные действия предусмотрена уголовная ответственность по ст. 158, 159, 161, 162, 163 Уголовного кодекса Российской Федерации.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
- Возраст. Ребёнок может не осознавать границы между «чужим» и «своим» и поэтому «брать» предметы других людей.
- Пробелы в воспитании. Недостаточно развитые воля и нравственные представления; отсутствие знаний о назначении денег и вещей, о том, что они имеют определённую ценность, что они кому-то принадлежат.
- Реакция на психотравмирующие обстоятельства жизни. Физическое насилие, развод родителей, конфликты, эмоциональная холодность между родителями. Ребёнок из такой семьи может совершать противоправные действия назло родителям.
- Подражание. Дети берут пример с поведения взрослых или своих друзей.
- Демонстративность с целью привлечь к себе внимание. Ребёнок пытается обратить на себя внимание, отомстить за плохое к себе отношение или добиться чего-то очень важного для себя, но запрещённого кем-то из взрослых.
- Вымогательство. Старшие подростки, например, по двору или в школе, могут вымогать деньги у младшего или физически менее развитого путём угроз.
- Зависимость. Воровство может являться способом удовлетворения потребности в сигаретах, алкоголе, наркотиках и др.
- Способ самоутверждения. Подросток таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо.
- Месть. Ситуация, когда ребёнок переводит вину за пропавшую вещь на своего обидчика.
Финансовые проблемы в семье.
- Клептомания. Психологическое расстройство, связанное с патологическим влечением к воровству. Похищенный предмет не нужен и не ценен. Человек может его испортить, отдать даром, спрятать, никогда им не пользоваться. С этим состоянием работает психиатр.
ЧТО ДЕЛАТЬ
- Не «разбирать» поступок ребёнка в присутствии большого числа людей, а тем более в присутствии потерпевшего. Стоит поговорить с ребёнком наедине.
- Установить запрет на воровство; в эмоциональной форме объяснить, что это плохо и не разрешается не только взрослым, но и детям. Указать на возможность наказания и социального неодобрения (например, если в классе узнают о случившемся).
- Настоять на возвращении ребёнком украденного или отдать что-то взамен, если вернуть вещь уже невозможно.
- Не стремиться вызвать у ребенка открытое чувство вины, не разрушать его психологические защиты.
- Оказать ребёнку эмоциональную поддержку. Обнаружение воровства приводит к тому, что ребёнок чувствует себя незащищённым.
- Обратиться к специалистам других служб и ведомств.