ПАВ (психоактивное вещество) — вещество (или смесь), которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния, иногда вплоть до изменённого состояния сознания.
- ИЛЛЮЗИЯ
Ложное ощущение эмоционального и/или физического снятия напряжения
- ПОДМЕНА ПОНЯТИЙ
Смещение границ общепринятых норм в негативную сторону
- НЕОБРАТИМОСТЬ ПРОЦЕССА
Нанесение организму ущерба, не подлежащего восстановлению
- НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ ПОСЛЕДСТВИЙ
Невозможность предугадать объемы разрушительного влияния на жизнь и здоровье человека
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ, ТИПЫ
-
Алкогольная зависимость — психическая и физиологическая тяга к спиртному.
-
Наркотическая зависимость — потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
-
Никотиновая зависимость — патологическое влечение к употреблению табака.
-
Токсикомания — влечение и привыкание к потреблению веществ синтетического или естественного происхождения.
В ЧЁМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ (МАРКЕРЫ)
-
Различные высыпания на коже.
-
Непонятные запахи от одежды.
- Потеря аппетита, похудение.
- Хронический кашель.
- Нарушение координации движений (пошатывание или спотыкание).
- Покрасневшие или мутные глаза.
- Беспричинное слезотечение, насморк.
- Сухие потрескавшиеся губы.
- Замедленная или очень быстрая речь.
- Расширенные или суженные зрачки.
Поведение:
- Нарастающее безразличие ко всему.
- Избегание общения.
- Подозрительные разговоры по телефону.
- Использование жаргонных слов, преобладание односложных ответов.
- Частая и резкая смена настроения.
- Сонливость или чрезмерная активность.
- Ухудшение памяти.
- Просьбы дать «в долг».
- Снижение успеваемости в школе, прогулы занятий.
ЧТО ДЕЛАТЬ
СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПОДОЗРЕНИИ НА УПОТРЕБЛЕНИЕ РЕБЕНКОМ ПАВ
- Заранее договоритесь о месте, времени и дне беседы. Она не должна проходить в коридоре, мимоходом.
- Разговор должен проходить наедине, а не в людном месте.
- Не начинайте разговор с ваших подозрений об употреблении ПАВ, это может вызвать злость и обиду. Лучше начать разговор о жизни подростка. Разговаривайте лицом к лицу, чтобы подросток мог видеть ваши глаза.
- Будьте доброжелательны, принимайте любые чувства и эмоции ребёнка. Не оказывайте давления, не запугивайте и не угрожайте подростку – он ценит отношения на равных, т.к. хочет быть Взрослым. Давайте больше говорить подростку, задавая ему открытые вопросы. Не критикуйте его как личность, черты его характера.
- Предложите помощь подростку.
- После завершения беседы не рассказывайте о ее содержании обучающимся, коллегам без особой необходимости – цените доверие подростка к вам.
- Корректно сообщите о своих подозрениях родителям (опекунам подростка) и руководителю образовательной организации.
- Организуйте индивидуальные встречи подростков и/или их родителей с подростковым наркологом.
- Предоставьте подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, укажите адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме.
- При проведении классных часов акцентируйте внимание на вопросах организации свободного времени подростков в учреждениях дополнительного образования.