САМОВОЛЬНЫЕ УХОДЫ - добровольное, самовольное оставление дома, образовательной организации, безвестное отсутствие несовершеннолетнего в течение некоторого времени с момента факта его отсутствия или с момента наступления времени, условленного для возвращения.
БРОДЯЖНИЧЕСТВО - систематическое перемещение лица в течение длительного времени из одной местности в другую либо в пределах одной местности с существованием на нетрудовые доходы.
ПОПРОШАЙНИЧЕСТВО - активное прошение у прохожих людей денег и других материальных ценностей, являющееся для просящего основным средством дохода. Часто сочетается с бродяжничеством.
- БОЛЕЗНЕННО
Душевная или боль, конфликт, ощущение сильного дискомфорта могут служить причинами ухода ребёнка из дома, образовательной организации
- НЕПОСИЛЬНО
Ребёнок не может самостоятельно справиться
с ситуацией в силу недостатка опыта, отсутствия помощи и поддержки взрослых
- НАМЕРЕННО
Ребёнок уходит с целью выхода из ситуации, которую ему сложно самостоятельно пережить
- ОПАСНО
Уход из дома – риск для жизни и здоровья, риск вовлечения в противоправную деятельность
ЖЕЛАНИЕ УЙТИ ИЗ ДОМА, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - распространенное явление среди детей и подростков, связанное с взрослением. Частые самовольные уходы из дома, образовательной организации требуют внимательного отношения взрослых. Каждый уход - сигнал о том, что ребёнок нуждается в помощи. Самовольные уходы могут порождать деструктивные последствия: безответственность, привычки бродяжничать и попрошайничать, лгать и воровать, вовлеченность в деятельность маргинальных субкультур, противоправную деятельность. Ребёнок может стать жертвой противоправных действий.
В ЧЁМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ (МАРКЕРЫ)
ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК ХОЧЕТ УЙТИ
- Высказывания ребенка о желании уйти из дома, образовательной организации.
- Снижение успеваемости.
- Снижение посещаемости учебных занятий, занятий в секциях, студиях, кружках по неуважительным причинам.
- Частая смена настроения и поведение. Ребёнок может замыкаться в себе, чувствовать себя одиноким, тревожиться, испытывать боязнь, страх.
- Острые реакции на слова и действия других людей. Не всегда может объяснить причины своих действий.
- Раздражительность. Ребенок часто бывает раздражительным, долго не может справиться со своим состоянием.
- Отчужденность, одиночество. Ребенок часто говорит о том, что он никому не нужен, отвергнут, что его никто не слышит, не понимает.
- Избегание разговоров со взрослыми на некоторые темы.
- Потребность доказывать собственное мнение, позицию в диалогах со взрослыми.
- Признаки физического насилия (синяки, ссадины, кровоподтеки и др.).
- «Не находит себе места» при появлении в доме новых членов семьи (отчима, мачехи, братьев, сестер, других родственников).
- Сбор одежды, вещей, продуктов, денег без объяснения причин.
- Постоянное времяпровождение на улице, в среде незнакомых и малознакомых людей.
- Одиночество в учебном коллективе. Ребёнок часто говорит о том, что его не принимают в классе, группе. Может быть жертвой травли со стороны одноклассников.
- Появление у ребенка знакомых маргинального круга.
ЧТО ДЕЛАТЬ
- Постарайтесь отрегулировать учебную и дополнительную нагрузку ребенка, оставляя время для прогулок во дворе, отдыха, «переключения» на другие виды занятости.
- При наличии жалоб на поведение ребенка выясните наличие фактов, мотивы поступков. Решение о поощрении, наказании принимайте, выяснив позицию ребёнка .
- Стимулируйте увлечения и занятия детей, связанные с разумным риском, «драйвом» (спортивные соревнования, походы, игры, походы). Это полезно для снижения внутреннего напряжения, преодоления страхов, переживания новых ощущений, понимания своих границ и возможностей.
- Постарайтесь обучить ребенка ведению диалога – выслушивать и слышать мнение другой стороны, не переходить на оценки и эмоции, четко высказывать свою позицию и обосновывать ее.
- Не допускайте физических наказаний, жестокости, агрессии. Не наказывайте ребенка «для профилактики». Насилие не является проявлением любви.
- При возникновении сложных переживаний у ребёнка - неразделённая любовь, переезд, развод и другие постарайтесь обеспечить защиту, безопасность, поддержите ребёнка.
- Помогайте ребёнку ставить новые цели, связанные с исполнением его желаний. Вознаграждайте за результаты и продвижения.
- Развивайте сильные стороны ребенка: уверенность в себе, положительное отношение, принятие своих качеств, стойкость негативным влияниям, независимое поведение в сложных ситуациях.
- Старайтесь владеть информацией о местонахождении ребенка в течение дня. Не разрешайте детям находиться без присмотра взрослых после 22.00. Обращайте внимание на окружение своих детей, их контакты с друзьями и знакомыми, знайте адреса и телефоны ближайшего круга общения ребенка.
- В случае самовольного ухода ребенка сообщите классному руководителю, в полицию.
- При возникновении затруднений обратитесь за помощью к специалистам - психологу, неврологу, психиатру.