Ранняя неуспеваемость - возникает у обучающихся первых лет обучения (в начальной школе, на 1-2 курсе), связана со сменой привычной деятельности, сложностями в адаптации, изменением социального окружения, психологической неготовностью к обучению в школе, колледже, вузе.
Поздняя неуспеваемость - возникает у обучающихся среднего звена (в 5-9 классах, на 3-4 курсах), связана с усложнением образовательной программы, увеличением количества педагогов и повышением педагогических требований, к которым необходимо приспосабливаться.
Постарайтесь быть в курсе учебных дел ребёнка. Ежедневно интересуйтесь, как прошёл день, в чём ребёнок оказался успешным, где возникли трудности. Хвалите ребёнка за любые учебные успехи и продвижения. Поддерживайте в случае неудачи, давайте понять важность обучения в течение всей человеческой жизни. Будьте для ребёнка лучшим другом в учёбе и в жизни.
Проявляйте родительскую активность: посещайте родительские собрания, общайтесь с учителями, классным руководителем, слушайте их рекомендации по улучшению учебных результатов ребёнка. Поддерживайте авторитет школы, учителей в сознании ребенка.
Создайте условия для выполнения домашних заданий. Организуйте учебный уголок (письменный стол для занятий, удобное стул-кресло, полки для книг), обеспечьте достаточное освещение, возможность проветривать помещение. Исключите возможность шумовых и прочих помех. Выполняйте домашние задания вместе, помощь в решении задач оказывайте дозированно.
Отрегулируйте распорядок дня ребёнка. Регламентируйте время на выполнение уроков, прием пищи, прогулки, дополнительные занятия, досуг. Это позволит улучшить сосредоточение внимания ребёнка на учебной деятельности.
Обеспечьте ребёнку правильное питание и здоровый сон.
Подавайте ребёнку личный пример – это основа для ваших требований к освоению полезных привычек, умений и навыков. Ведите здоровый образ жизни, будьте позитивны.
Научите ребенка ориентироваться во времени, тайм-менеджменту. Планирование задач позволит ему эффективнее распределять нагрузку.
Обеспечьте вовлеченность ребёнка в занятия, события, дела, в которых он может быть успешен и эффективен.
В случае стойких затруднений в обучении обратитесь к специалистам - педагогу-психологу, учителю-логопеду, детскому неврологу, другим.