КОНФЛИКТ(лат. conflictus — столкнувшийся) — отсутствие согласия между двумя и более сторонами, имеющими различные точки зрения на какую-либо ситуацию. В конфликтах сталкиваются интересы, позиции, мнения участников. Конфликт считается разрешённым, если найдено взаимоприемлемое решение вопроса и отрегулированы взаимоотношения его участников.
- ПРОТИВОРЕЧИВО
Конфликт развивается на основе противоречий и разногласий между участниками.
- ОСТРО
Открытое столкновение (инцидент) может иметь высокую интенсивность и потребовать от его участников большого количества психологических и материальных ресурсов
- ЭМОЦИОНАЛЬНО
Слова и действия участников конфликта могут вызывать сильные переживания, негативные эмоции, эмоциональные реакции, напряженность в учебном коллективе
КОНФЛИКТЫ — одна из распространенных проблем в детских, подростковых
и молодёжных коллективах. Затяжные конфликты и неэффективные стратегии их разрешения могут приводить к деструктивным последствиям: самовольным уходам, распространению и усилению агрессии, снижению успеваемости, повышению количества эмоциональных проблем, буллингу, увеличению риска суицида среди подростков, противоправному поведению, нарушению детско-родительских отношений.
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
- Нормальный - в этом случае конфликт воспринимается участниками как нормальная форма взаимодействия между людьми. Конфликт переводится в конструктивное русло, может разрешаться посредством компромисса, сотрудничества, других стратегий.
- Деструктивный - в этом случае конфликт имеет разрушительный потенциал, наблюдается неудовлетворенность одного или двух участников конфликта его итогами. Такая ситуация сопровождается обидами, кризисом взаимоотношений, недопониманием.
- Конструктивный - в этом случае участники конфликта получают определенную пользу для себя и удовлетворение от результатов инцидента. Инцидент разрешается конструктивными стратегиями и способами.
В ЧЁМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ (МАРКЕРЫ)
ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЁНОК УЧАСТВУЕТ В КОНФЛИКТЕ
- Резкое снижение успеваемости в целом или по отдельным предметам.
- Отказ от посещения образовательной организации. Ребёнок ищет причины и способы пропуска учебных занятий.
- Появление физиологических реакций. Ребёнок жалуется на головную боль, слабость, боли в животе и другие.
- Появление раздражительности, агрессии в контактах с окружающими людьми.
- Негативные переживания и эмоции: нетерпимость, ярость, ненависть, другие.
- Проблемы в межличностных отношениях ребёнка со сверстниками и взрослыми. Могут усилиться склонности к противостоянию, отстаиванию собственных интересов.
- Трудности пересмотра своих взглядов, мнений, привычек. Ребёнок с трудом встаёт на чужую точку зрения, переходит от привычного к новому. Наблюдаются трудности понимания ситуации, взгляда на ситуацию глазами других людей.
- Обострение черт характера, которые могут усугубить конфликт – неадекватная оценка своих способностей и возможностей, стремление доминировать, консервативность мышления, принципиальность, прямолинейность, упрямство.
- Вовлечение в конфликт других обучающихся и взрослых.
- Признаки физического насилия (синяки, ссадины, царапины, травмы).
- Ребёнок демонстрирует защитное поведение (изолируется, самовольно уходит из образовательной организации, из дома).
- Обучающийся неэффективно использует учебное время. Мысли о конфликте занимают большую часть времени обучающегося.
ЧТО ДЕЛАТЬ
СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С КОНФЛИКТАМИ
- Сохраняйте спокойствие. Дайте понять ребёнку, что вы готовы защитить и поддержать его в конфликтной ситуации. Помните: противоречия – фактор нормального развития.
- Принимайте ребёнка таким, какой он есть, цените его индивидуальность.
- Побеседуйте с ребёнком. В беседе постарайтесь услышать и понять позицию ребёнка.
- Проанализируйте ситуацию, обсудите её вместе с ребёнком. Постарайтесь найти решения, учитывая особенности ситуации, стратегии и тактики разрешения конфликтов, собственный жизненный опыт, положительный пример других семей.
- Покажите ребёнку, каким образом недопустимо вести себя, отстаивая свою позицию в конфликте. Учите ребёнка справляться с гневом, понимать других.
- Будьте примером в разрешении конфликтных семейных ситуаций: прощайте, уступайте, договаривайтесь. Демонстрируйте конструктивные стратегии разрешения инцидентов.
- Старайтесь развить у ребёнка гибкость мышления, умение взглянуть на объект (событие) с разных точек зрения посредством позиционных игр, игр-поединков, упражнений. Учите ребёнка делать выбор из нескольких альтернатив.
- Поощряйте у ребёнка разные варианты конструктивного поведения, разрешения ситуаций. Показывайте ребёнку широкий спектр возможностей при разрешении конфликтных ситуаций.
- Если в семье воспитываются дети от разных браков – конфликты могут происходить часто. Воспитывайте в детях принятие событий, уважение к старшим, неизбежность изменений в семье.
- При трудностях разрешения конфликта обратитесь за помощью к школьному психологу, классному руководителю, педагогу-медиатору. Позвоните по телефону доверия.