Назад

Конфликты

Родителям
Родителям

Как предотвратить и что делать, если избежать не удалось.

Конфликты

КОНФЛИКТ(лат. conflictus — столкнувшийся) — отсутствие согласия между двумя и более сторонами, имеющими различные точки зрения на какую-либо ситуацию. В конфликтах сталкиваются интересы, позиции, мнения участников. Конфликт считается разрешённым, если найдено взаимоприемлемое решение вопроса и отрегулированы  взаимоотношения его участников.

  • ПРОТИВОРЕЧИВО
    Конфликт развивается на основе противоречий и разногласий между участниками.
  • ОСТРО
    Открытое столкновение (инцидент) может иметь высокую интенсивность и потребовать от его участников большого количества психологических и материальных ресурсов 
  • ЭМОЦИОНАЛЬНО
    Слова и действия участников конфликта могут  вызывать сильные переживания,  негативные эмоции,  эмоциональные реакции, напряженность в учебном коллективе

КОНФЛИКТЫ — одна из распространенных проблем в детских, подростковых
и молодёжных коллективах. Затяжные конфликты и неэффективные стратегии их разрешения могут приводить к деструктивным  последствиям: самовольным уходам, распространению и усилению агрессии, снижению успеваемости, повышению количества эмоциональных проблем, буллингу, увеличению риска суицида среди подростков, противоправному поведению, нарушению детско-родительских отношений.

  • Нормальный - в этом случае конфликт воспринимается участниками как нормальная форма взаимодействия между людьми. Конфликт переводится в конструктивное русло, может разрешаться посредством компромисса, сотрудничества, других стратегий. 
  • Деструктивный  - в этом случае конфликт имеет разрушительный потенциал, наблюдается неудовлетворенность одного или двух участников конфликта его итогами. Такая ситуация сопровождается обидами, кризисом взаимоотношений, недопониманием.
  • Конструктивный  - в этом случае участники конфликта  получают определенную пользу для себя и удовлетворение от результатов инцидента. Инцидент разрешается конструктивными стратегиями и способами. 
ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЁНОК УЧАСТВУЕТ В КОНФЛИКТЕ
  • Резкое снижение успеваемости в целом или по отдельным предметам.
  • Отказ от посещения образовательной организации. Ребёнок ищет причины и способы пропуска учебных занятий.
  • Появление физиологических реакций. Ребёнок жалуется на головную боль, слабость, боли в животе и другие.
  • Появление раздражительности, агрессии в контактах с окружающими людьми. 
  • Негативные переживания и эмоции: нетерпимость, ярость, ненависть, другие.
  • Проблемы в межличностных отношениях  ребёнка со сверстниками и взрослыми. Могут усилиться склонности к противостоянию, отстаиванию собственных интересов.   
  • Трудности пересмотра своих взглядов, мнений, привычек. Ребёнок с трудом встаёт  на чужую точку зрения,  переходит от привычного к новому. Наблюдаются трудности понимания ситуации, взгляда на ситуацию глазами других людей. 
  • Обострение черт характера, которые могут усугубить конфликт – неадекватная оценка своих способностей и возможностей, стремление доминировать, консервативность мышления, принципиальность, прямолинейность, упрямство. 
  • Вовлечение в конфликт других обучающихся и взрослых. 
  • Признаки физического насилия (синяки, ссадины, царапины, травмы). 
  • Ребёнок демонстрирует защитное поведение (изолируется, самовольно уходит из образовательной организации, из дома).  
  • Обучающийся неэффективно использует учебное время. Мысли о конфликте занимают большую часть времени обучающегося.

СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С КОНФЛИКТАМИ

  1. Сохраняйте спокойствие. Дайте понять ребёнку, что вы готовы защитить и поддержать его в конфликтной ситуации. Помните: противоречия – фактор нормального развития. 
  2. Принимайте ребёнка таким, какой он есть, цените его индивидуальность. 
  3. Побеседуйте с ребёнком. В беседе постарайтесь услышать и понять позицию ребёнка. 
  4. Проанализируйте ситуацию, обсудите её вместе с ребёнком. Постарайтесь найти решения, учитывая особенности ситуации, стратегии и тактики разрешения конфликтов, собственный жизненный опыт,  положительный пример других семей.  
  5. Покажите ребёнку, каким образом недопустимо вести себя, отстаивая свою позицию в конфликте. Учите ребёнка справляться с гневом, понимать других. 
  6. Будьте примером в разрешении конфликтных семейных ситуаций: прощайте, уступайте, договаривайтесь. Демонстрируйте конструктивные стратегии разрешения инцидентов. 
  7. Старайтесь развить у ребёнка гибкость мышления, умение взглянуть на объект (событие) с разных точек зрения посредством позиционных игр, игр-поединков, упражнений. Учите ребёнка делать выбор из нескольких альтернатив. 
  8. Поощряйте у ребёнка разные варианты конструктивного поведения,  разрешения ситуаций. Показывайте ребёнку широкий спектр возможностей при разрешении конфликтных ситуаций.
  9. Если в семье воспитываются дети от разных браков – конфликты могут происходить часто. Воспитывайте в детях принятие событий, уважение к старшим, неизбежность изменений в семье.    
  10. При трудностях разрешения конфликта обратитесь за помощью к школьному психологу, классному руководителю, педагогу-медиатору.  Позвоните по телефону доверия.
Конфликты