Назад

Изоляция

Родителям
Родителям

Что делать, если ребенок склонен к изоляции

Изоляция
ИЗОЛЯЦИЯ это состояние самозащиты от неприятностей, возможных угроз окружающего мира, проявляющееся в замкнутости, снижении общительности или отказе от взаимодействия с другими людьми, погруженности в собственный внутренний мир: мысли, образы, переживания. 

  • НЕКОНТАКТНО
    Подросток не желает  контактировать с другими людьми, не ищет общения. Он не понимает ценности и важности общения    
  • ЗАМКНУТО НА СЕБЕ
    Подросток чувствителен, может воспринимать мир угрожающим и опасным. Он замыкается в себе с целью защиты внутреннего мира, поэтому часто бывает одинок
  • ПАССИВНО
    Подросток не включается в совместную деятельность, во взаимодействие с другими людьми: не вовлекается в игры,  беседы, обсуждения, групповые дела и мероприятия
  • НЕУВЕРЕННО
    Ребёнок не уверен в себе, воспринимает себя неуспешным и неэффективным

ИЗОЛЯЦИЯ - весьма распространенное явление в образовательной среде. В его основе лежит защита от неприятностей и угроз окружающего мира. Постоянная изоляция может вести к деструктивным последствиям: снижению успеваемости, задержке интеллектуального развития, агрессивному поведению, психическим расстройствам.  
  • Ситуационная изоляция - возникает при наличии  ситуаций, кажущихся субъективно сложными, непонятными, когда нужно взять «тайм аут» для размышления. может быть неосознанной или осознаваемой.  умение время от времени ограничивать контакты и общение с людьми – признак пластичности, гибкости психики, помогающее избегать лишнего напряжения, неприятных эмоций.    

  • Отчуждение - возникает на основе негативного эмоционального состояния - подавленность, тревожность, страх, на фоне снижения критичности мышления (бредовые идеи преследования и другие). стойкая тенденция к изоляции от взаимодействия с людьми – проявление психического расстройства.  

  • Хроническая изоляция -  возникает  на основе психологических факторов. личностные особенности, определяющие склонность человека к изоляции – застенчивость, скрытность, необщительность. изоляция проявляется регулярно в разных ситуациях. причины могут лежать в области предыдущего жизненного опыта и быть связанными с особенностями воспитания и условиями  обучения. 

  • Отсутствие друзей в учебном коллективе, в дворовой компании. Если друзья есть, ребёнок общается с ними крайне редко, по исключительным случаям.
  • Редкое обращение ко взрослым, другим детям. В случае обращения контакт носит кратковременный характер. Ребёнок часто немногословен, говорит тихо.  Общение с людьми не является для него важным и ценным. В ответ на обращения к нему других людей он может реагировать  агрессивно. 
  • Медленное приспособление к новым людям. Держится в стороне от других людей, долго присматривается к новичкам в классе и новым преподавателям, новым членам семьи (в случае появления отчима, мачехи, братьев и сестёр), к незнакомым людям.
  • Преобладает позиция наблюдателя в любых активностях, склонности к уединению.
  • Отсутствие желания выражать и отстаивать своё личное мнение (согласие с мнением других людей, либо молчание).
  • Наличие нетипичных увлечений, требующих уединенности (чтение литературы, изучение насекомых,  коллекционирование и т.д.).
  • Наличие проблем с успеваемостью. Чаще всего сложности возникают с учебными предметами, требующими наличия коммуникационных умений.
  • Проявление замкнутости, скрытности, отсутствие стремления быть среди людей и делиться с ними своими мыслями, переживаниями, опытом.
  • Негативные эмоциональные состояния – тревога, страх, боязнь и другие, мешающие вступлению в контакт и активным действиям в новых и субъективно трудных ситуациях.
  • Проявление одиночества. Высказывания о том, что любит быть один. Длительное пребывание среди людей вызывает у него некоторый дискомфорт, внутреннее напряжение.
  • Снижение критичности мышления. Значимость жизненных ситуаций часто «раздувается» , их возможные риски и последствия преувеличиваются. 
  • Плач в ситуациях столкновения с трудностями. 
  • Проявление негостеприимства или нежелания ходить в гости (проявление недовольства, когда в дом приходят гости, нежелания гостить у друзей, родных). 
  1. Уделите внимание расширению круга общения вашего ребёнка. Вместе с ребёнком посещайте новые места, знакомьтесь и взаимодействуйте с новыми людьми.
  2. Постарайтесь показать ребёнку, насколько общение с  ним важно для вас. Радуйтесь возможности общаться, что-то делать вместе. Радость и любовь раскрывает в людях лучшие качества.

  3. Старайтесь создавать ситуации, требующие общения ребёнка с окружающими людьми. Готовьтесь к встрече гостей, поздравляйте членов семьи, друзей с праздничными датами и личными праздниками. Путешествуйте в общественном транспорте.  Посещайте бассейн, спортивный клуб, где проходят групповые занятия.
  4. Будьте образцом позитивного общения для ребёнка. Подчеркивайте преимущества контактов с людьми (узнавание новой информации, радость единомыслия, сходство ценностей и увлечений, содержательный досуг).

  5. Постарайтесь научить ребёнка выражать свои эмоции, проявлять инициативу. Поощряйте его к действию, хвалите за малейшее проявление инициативы в общении, искренне радуйтесь этому.
    6.Вовлекайте ребёнка в совместную деятельность (игру, труд), именно она становится основой для взаимного общения.
  6. Будьте доброжелательны, спокойны, терпеливы в воспитании у ребёнка уверенности в себе, коммуникабельности, открытости, доверия к миру.  Помогите ему преодолеть внутренние ограничения.
  7. В ситуациях, когда самостоятельно справиться с изоляцией трудно, обратитесь к специалистам -  школьному психологу, классному руководителю, другим.  Позвоните по телефону доверия. 

Изоляция