ИЗОЛЯЦИЯ – это состояние самозащиты от неприятностей, возможных угроз окружающего мира, проявляющееся в замкнутости, снижении общительности или отказе от взаимодействия с другими людьми, погруженности в собственный внутренний мир: мысли, образы, переживания.
- НЕКОНТАКТНО
Подросток не желает контактировать с другими людьми, не ищет общения. Он не понимает ценности и важности общения
- ЗАМКНУТО НА СЕБЕ
Подросток чувствителен, может воспринимать мир угрожающим и опасным. Он замыкается в себе с целью защиты внутреннего мира, поэтому часто бывает одинок
- ПАССИВНО
Подросток не включается в совместную деятельность, во взаимодействие с другими людьми: не вовлекается в игры, беседы, обсуждения, групповые дела и мероприятия
- НЕУВЕРЕННО
Ребёнок не уверен в себе, воспринимает себя неуспешным и неэффективным
ИЗОЛЯЦИЯ - весьма распространенное явление в образовательной среде. В его основе лежит защита от неприятностей и угроз окружающего мира. Постоянная изоляция может вести к деструктивным последствиям: снижению успеваемости, задержке интеллектуального развития, агрессивному поведению, психическим расстройствам.
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
-
Ситуационная изоляция - возникает при наличии ситуаций, кажущихся субъективно сложными, непонятными, когда нужно взять «тайм аут» для размышления. может быть неосознанной или осознаваемой. умение время от времени ограничивать контакты и общение с людьми – признак пластичности, гибкости психики, помогающее избегать лишнего напряжения, неприятных эмоций.
-
Отчуждение - возникает на основе негативного эмоционального состояния - подавленность, тревожность, страх, на фоне снижения критичности мышления (бредовые идеи преследования и другие). стойкая тенденция к изоляции от взаимодействия с людьми – проявление психического расстройства.
-
Хроническая изоляция - возникает на основе психологических факторов. личностные особенности, определяющие склонность человека к изоляции – застенчивость, скрытность, необщительность. изоляция проявляется регулярно в разных ситуациях. причины могут лежать в области предыдущего жизненного опыта и быть связанными с особенностями воспитания и условиями обучения.
В ЧЁМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ (МАРКЕРЫ)
- Отсутствие друзей в учебном коллективе, в дворовой компании. Если друзья есть, ребёнок общается с ними крайне редко, по исключительным случаям.
- Редкое обращение ко взрослым, другим детям. В случае обращения контакт носит кратковременный характер. Ребёнок часто немногословен, говорит тихо. Общение с людьми не является для него важным и ценным. В ответ на обращения к нему других людей он может реагировать агрессивно.
- Медленное приспособление к новым людям. Держится в стороне от других людей, долго присматривается к новичкам в классе и новым преподавателям, новым членам семьи (в случае появления отчима, мачехи, братьев и сестёр), к незнакомым людям.
- Преобладает позиция наблюдателя в любых активностях, склонности к уединению.
- Отсутствие желания выражать и отстаивать своё личное мнение (согласие с мнением других людей, либо молчание).
- Наличие нетипичных увлечений, требующих уединенности (чтение литературы, изучение насекомых, коллекционирование и т.д.).
- Наличие проблем с успеваемостью. Чаще всего сложности возникают с учебными предметами, требующими наличия коммуникационных умений.
- Проявление замкнутости, скрытности, отсутствие стремления быть среди людей и делиться с ними своими мыслями, переживаниями, опытом.
- Негативные эмоциональные состояния – тревога, страх, боязнь и другие, мешающие вступлению в контакт и активным действиям в новых и субъективно трудных ситуациях.
- Проявление одиночества. Высказывания о том, что любит быть один. Длительное пребывание среди людей вызывает у него некоторый дискомфорт, внутреннее напряжение.
- Снижение критичности мышления. Значимость жизненных ситуаций часто «раздувается» , их возможные риски и последствия преувеличиваются.
- Плач в ситуациях столкновения с трудностями.
- Проявление негостеприимства или нежелания ходить в гости (проявление недовольства, когда в дом приходят гости, нежелания гостить у друзей, родных).
ЧТО ДЕЛАТЬ
- Уделите внимание расширению круга общения вашего ребёнка. Вместе с ребёнком посещайте новые места, знакомьтесь и взаимодействуйте с новыми людьми.
- Постарайтесь показать ребёнку, насколько общение с ним важно для вас. Радуйтесь возможности общаться, что-то делать вместе. Радость и любовь раскрывает в людях лучшие качества.
- Старайтесь создавать ситуации, требующие общения ребёнка с окружающими людьми. Готовьтесь к встрече гостей, поздравляйте членов семьи, друзей с праздничными датами и личными праздниками. Путешествуйте в общественном транспорте. Посещайте бассейн, спортивный клуб, где проходят групповые занятия.
- Будьте образцом позитивного общения для ребёнка. Подчеркивайте преимущества контактов с людьми (узнавание новой информации, радость единомыслия, сходство ценностей и увлечений, содержательный досуг).
- Постарайтесь научить ребёнка выражать свои эмоции, проявлять инициативу. Поощряйте его к действию, хвалите за малейшее проявление инициативы в общении, искренне радуйтесь этому.
6.Вовлекайте ребёнка в совместную деятельность (игру, труд), именно она становится основой для взаимного общения.
- Будьте доброжелательны, спокойны, терпеливы в воспитании у ребёнка уверенности в себе, коммуникабельности, открытости, доверия к миру. Помогите ему преодолеть внутренние ограничения.
- В ситуациях, когда самостоятельно справиться с изоляцией трудно, обратитесь к специалистам - школьному психологу, классному руководителю, другим. Позвоните по телефону доверия.