ВАНДАЛЬНОЕ ГРАФФИТИ — одна из форм разрушительного поведения человека, выражающаяся в нанесении любым способом неразрешенных надписей и знаков на объектах общественной и частной собственности - стенах домов, заборах, скамейках, в транспорте, лифтах, на памятниках культуры и др.
РАЙТЕР — человек, который рисует граффити.
- ПРЕСТУПНО
Осквернение зданий или других сооружений, порча имущества в общественном транспорте или в иных общественных местах
- АНТИКУЛЬТУРНО
Разрушение культурных ценностей в условиях обострения социально-исторической ситуации
- АНТИСОЦИАЛЬНО
Неадекватная самореализация личности
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ
- Скука, желание развлечься.
- Вандализм как игра.
- Вандализм как мщение.
- Злобный вандализм.
- Разрушение с целью исследования.
- Вандализм как способ приобретения.
- Вандализм как эстетическое переживание.
- Вандализм как экзистенциональное исследование
Согласно ст. 88 УК РФ, к подросткам с 14 до 18 лет, впервые совершившим акт вандализма без отягчающих признаков, не применяются арест, лишение свободы и принудительные работы, а обязательные работы ограничены 160 часами. В случае, если акты вандализм, вызывают большой общественный резонанс, несовершеннолетние привлекаются к ответственности в виде штрафа или исправительных работ. Также подростки-вандалы могут быть подвергнуты принудительным мерам воспитательного воздействия (ст. 90, 91 УК РФ): передача под родительский надзор; выговор или предупреждение; ограничение досуга и т. д.
В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ (МАРКЕРЫ)
ПРИЗНАКИ ПОВЕДЕНИЯ ВАНДАЛЬНОГО РАЙТЕРА:
- ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ, СТИЛЬ ОДЕЖДЫ. Стиль райтеров — уличный стиль, которому присуща свобода и удобство. Это могут быть футболка, толстовка, широкие штаны, кроссовки. Важным элементом является платок-повязка на лицо. При распылении краски она может попадать в дыхательные пути, что достаточно вредно. Чтобы избежать вредного воздействия, граффитеры повязывают на лицо платок, наподобие староамериканских ковбоев, которые таким образом защищали дыхание от пыли и песка.
- ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ. Истоки вандального поведения следует искать в раннем возрасте, когда формирующийся человек только начинает совершать свои первые разрушительные акты (надпись на парте, порванный учебник, повреждение чужой игрушки во время игры, несанкционированная графика в образовательных учреждениях: самовольное нанесение школьниками разнообразных изображений и надписей на принадлежащее учебной организации имущество — стены, мебель, учебники и т. п.) Чаще всего вандал — это юноша 13-17 лет. Как правило, окруженный сверстниками, которые могут как ломать вместе с ним, так и просто наблюдать или подстрекать его к совершению преступления. Чаще всего это именно парни. Девушки в таких поступках замечены намного реже.
ЧТО ДЕЛАТЬ
- Установите доверительные отношения, постарайтесь понять без осуждения. Будьте на стороне ребёнка!
- Разберитесь в мотивации. Постарайтесь понять, что именно интересует сына или дочь в культуре уличного искусства. Ими могут двигать не только творческие порывы, но и потребность в адреналине или уважении друзей.
- Поговорите об ответственности. Объясните, что за все действия, которые выходят за рамки закона, придется отвечать.
- Заинтересуйте искусством. Если подростком движет художественный интерес, подтолкните к изучению истории искусств: сходите в галерею или музей, купите альбом с работами классиков или современных авторов. Предложите учиться.
- Посоветуйте ребенку пойти в художественную школу или пройти курсы компьютерной графики, живописи и скульптуры.
- Поддерживайте. Хвалите ребенка и вникайте в его интересы, а самое главное – не пытайтесь «задушить» в нем художника. Просто направьте его стремление в мирное русло.