ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ — антиобщественное противоправное поведение человека, воплощенное в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
- АНТИОБЩЕСТВЕННО
Поведение нарушителя подлежит санкциям различного типа: от социальных до уголовных
- НЕАДЕКВАТНО
Неадекватное восприятие ситуации или окружающих, приписывание негативных побуждений или личных качеств другим, чтобы самому не испытывать стыд и дискомфорт
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ
- Кража. Тайное хищение чужого имущества (ст. 158 УК РФ)
- Грабеж. Открытое хищение чужого имущества (ст. 161 УК РФ)
- Разбой. Насильственное хищение чужого имущества (ст. 162 УК РФ)
- Мошенничество. Хищение чужого имущества путём обмана или злоупотребления доверием (ст. 159 УК РФ)
- Вымогательство. Требование передачи чужого имущества под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества (ст. 163 УК РФ)
За противоправные действия предусмотрена уголовная ответственность по ст. 158, 159, 161, 162, 163 Уголовного кодекса Российской Федерации.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
- Возраст. Ребёнок может не осознавать границы между «чужим» и «своим» и поэтому «брать» предметы других людей.
- Пробелы в воспитании. Недостаточно развитые воля и нравственные представления; отсутствие знаний о назначении денег и вещей, о том, что они имеют определённую ценность, что они кому-то принадлежат.
- Реакция на психотравмирующие обстоятельства жизни. Физическое насилие, развод родителей, конфликты, эмоциональная холодность между родителями. Ребёнок из такой семьи может совершать противоправные действия назло родителям.
- Подражание. Дети берут пример с поведения взрослых или своих друзей.
- Демонстративность с целью привлечь к себе внимание. Ребёнок пытается обратить на себя внимание, отомстить за плохое к себе отношение или добиться чего-то очень важного для себя, но запрещённого кем-то из взрослых.
- Вымогательство. Старшие подростки, например, по двору или в школе, могут вымогать деньги у младшего или физически менее развитого путём угроз.
- Зависимость. Воровство может являться способом удовлетворения потребности в сигаретах, алкоголе, наркотиках и др.
- Способ самоутверждения. Подросток таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо.
- Месть. Ситуация, когда ребёнок переводит вину за пропавшую вещь на своего обидчика.
Финансовые проблемы в семье.
- Желание владеть понравившейся вещью.
ЧТО ДЕЛАТЬ
СТРАТЕГИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ
- Не провоцируйте ребенка, не оставляйте его одного рядом с чужой вещью, которая — уже известно — ему понравилась.
- Спокойно реагируйте на вопросы ребёнка о воровстве, предположения о том, что произойдет, если он возьмет чужую вещь. Не наказывать ребёнка за высказывание намерения, желания, но чётко объясните его последствия.
- Спокойно и чётко реагируйте на любые стремления ребенка взять что-то, не принадлежащее ему. Если ребёнок захочет оставить у себя найденную вещь, аргументируя тем, что «это никому не нужно», то объяснить, что, во-первых, если это понадобилось ему, то следовательно, может понадобиться и кому-то другому, во-вторых, если вещь найдена на улице, то она кем-то потеряна и ее надо либо возвратить, либо оставить там же, чтобы хозяин мог, возвратившись, найти ее.
- Постарайтесь предотвратить чувство одиночества у ребёнка. Это чувство связано с переживанием обиды и желанием компенсировать себе недостаток любви и внимания.
- Обучите ребёнка навыкам высказывания просьбы поиграть (временно воспользоваться) с чужой вещью или посмотреть её.
- Обратитесь за помощью к специалистам, если действия ребёнка ставят вас в тупик.