Назад

Уходы, бродяжничество, попрошайничество

Подросткам
Подросткам

Как предотвратить и что делать, если это случилось

Уходы, бродяжничество, попрошайничество

САМОВОЛЬНЫЕ УХОДЫ - добровольное, самовольное оставление дома, образовательной организации, безвестное отсутствие несовершеннолетнего в течение некоторого времени с момента факта его отсутствия или с момента наступления времени, условленного для возвращения.

БРОДЯЖНИЧЕСТВО - систематическое перемещение лица в течение длительного времени из одной местности в другую либо в пределах одной местности с существованием на нетрудовые доходы.

ПОПРОШАЙНИЧЕСТВО - активное прошение у прохожих людей денег и других материальных ценностей, являющееся для просящего основным средством дохода. Часто сочетается с бродяжничеством.

  • БОЛЕЗНЕННО
    Душевная или боль, конфликт, ощущение сильного дискомфорта могут служить причинами ухода ребёнка  из дома, образовательной организации        
  • НЕПОСИЛЬНО
    Ребёнок не может самостоятельно справиться
    с ситуацией в силу недостатка опыта, отсутствия помощи и поддержки взрослых   
  • НАМЕРЕННО
    Ребёнок уходит с целью выхода из ситуации, которую ему сложно самостоятельно пережить
  • ОПАСНО
    Уход из дома – риск для жизни и здоровья, риск вовлечения в противоправную деятельность

ЖЕЛАНИЕ УЙТИ ИЗ ДОМА, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - распространенное явление среди детей и подростков, связанное с взрослением. Частые самовольные уходы из дома, образовательной организации требуют внимательного отношения взрослых. Каждый уход - сигнал о том, что ребёнок нуждается в помощи. Самовольные уходы могут порождать деструктивные последствия: безответственность, привычки бродяжничать и попрошайничать, лгать и воровать, вовлеченность в деятельность маргинальных субкультур, противоправную деятельность. Ребёнок может стать жертвой противоправных действий.
ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО ТВОЙ ДРУГ (ЗНАКОМЫЙ) ХОЧЕТ САМОВОЛЬНО УЙТИ

  • Высказывается о желании освободиться от чрезмерной занятости, давления и контроля со стороны взрослых
  • Снижает успеваемость.
  • Пропускает учебные занятия, занятия в секциях, студиях, кружках по неуважительным причинам.
  • Проявляет частую смену настроения. Может замыкаться в себе, чувствовать себя одиноким, тревожиться, испытывать боязнь, страх или наоборот - быть агрессивным, враждебным. 
  • Остро реагирует на слова и действия других людей, при этом не всегда может объяснить причины своих действий, действует импульсивно, не обдумывая слова и действия.
  • Проявляет раздражительность, с которой самостоятельно не может  справиться .
  • Говорит о том, что он никому не нужен, его никто не слышит, не понимает, не любит.
  • Проявляет закрытость. Избегает говорить на некоторые темы. Перестаёт делиться своими мыслями, желаниями, чувствами, планами на будущее.
  • Испытывает страх негативной реакции взрослых на свои  проступки.
  • Отстаивает собственное мнение и право его иметь.
  • Имеет признаки физического насилия (синяки, ссадины, кровоподтеки, травмы и др.)
  • Жалуется на изменение ситуации и обстановки в семье (появление в составе семьи отчима, мачехи, братьев, сестер, других родственников; конфликты; развод родителей и другие)
  • Собирает одежду, вещи, продукты, деньги без объяснения причин. Может просить одолжить что-то на какое-то время.
  • Проводит большую часть времени на улице в среде незнакомых и малознакомых людей.
  • Проявляет одиночество. Часто пребывает вне учебного коллектива. Может  говорить о том, что его не принимают в классе, группе. Может жаловаться на издевательство, травлю по отношению к нему.
  • Высказывается о появлении знакомых маргинального круга, с которыми он проводит время.
  • Проявляет интерес к деструктивной информации в сети Интернет, социальных сетях. 
  1. Удели внимание своему другу, знакомому. Прояви готовность помочь. Чувствуя поддержку от друзей и одноклассников, он может не решиться на самовольный уход.
  2. Поговори с другом. Поинтересуйся его проблемами, успехами и неудачами. Постарайся не критиковать, не осуждать его идеи. Будь дружелюбен и уважителен.
  3. Выясни причины желания уйти. Попробуйте вместе  найти способы их устранения.
  4. Выясни, какой информацией интересуется твой друг в сети Интернет. Если ты заметил его участие в деструктивных сообществах -  обязательно сообщи об этом взрослому (классному руководителю, родителям), напомни другу о правилах информационной безопасности в сети Интернет. 
  5. Если друг, знакомый предлагает вместе с ним уйти из дома, школы, колледжа, покажи, что для тебя важны личная ответственность, спокойствие близких, что проблему можно решить другим путём. С твоей стороны это не предательство, а помощь человеку в сложной ситуации.
  6. Напомни об ответственности за самовольный уход, его последствиях (подростка могут поставить на профилактический учёт, родителям наложат административный штраф, могут быть более тяжкие последствия).
  7. Сообщай взрослым о любой информации, связанной с возможным или совершенным уходом. Это убережёт друга, знакомого от многих проблем.
  8. В особо трудных ситуациях риска ухода предложи своему другу, знакомому обратиться за помощью к специалистам  - педагогу-психологу, социальному педагогу и взрослым, которым он доверяет. Позвони по телефону доверия.

Уходы, бродяжничество, попрошайничество