Школьные прогулы
Подросткам
Как предотвратить
ШКОЛЬНЫЕ ПРОГУЛЫ — умышленный пропуск уроков в школе без уважительной причины.
- ПРЕДНАМЕРЕННО
Ребёнок умышленно пропускает занятия
- ЭМОЦИОНАЛЬНО
Ребёнок испытывает негативные эмоции в отношении учебных занятий (чувство тревоги, беспокойство, страх, стресс или чувство скуки) - ПРОБЛЕМНО
Часто причинами школьных прогулов выступают конфликты со сверстниками и учителями, боязнь показаться смешным и неловким, насмешки со стороны одноклассников. На фоне школьных прогулов возникают проблемы с успеваемостью по учебным предметам
- БЕСКОНТРОЛЬНО
Прогуливая уроки, ребёнок находится без присмотра и контроля со стороны взрослых, что может иметь для него негативные последствия
Пропуски уроков в начальных классах могут быть признаком повышенного Чувства Тревоги, СВЯЗАННОго С переходом от дошкольного этапа к Школьному, трудностями адаптации к условиям ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ.
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ дети часто пропускают уроки по обстоятельствам и причинам, которые находятся в зоне ответственности родителей, а не самого ребёнка. В случае пропусков учебных занятий без уважительной причины у детей формируются искажённые представления о процессе учебной деятельности, вредные привычки, лень, развивается безответственность, усиливается склонность к откладыванию важных и неприятных дел. В таких условиях у детей не формируется ключевое жизненно важное качество - самостоятельность.
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
-
Единичные - ученик может пропустить 1—2 урока или учебный день в течение месяца
-
Хронологические (систематические) - регулярные длительные пропуски учебных занятий
В ЧЁМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ (МАРКЕРЫ)
- Высказывает негативные мысли об учёбе, школе, учителях и одноклассниках (однокурсниках).
- Не хочет выполнять домашние задания, откладывает их выполнение на более позднее время (до вечера, на следующий день) или вообще отказывается их выполнять
- Ищет предлог, чтобы остаться дома или уйти с учебных занятий: говорит о недосыпе, жалуется на головные боли, плохое самочувствие
- Болеет из-за сильных переживаний, которые связаны с посещением школы
- Отказывается обсуждать школьные дела, негативно реагирует на вопросы об успеваемости и событиях школьной жизни
- Проявляет безразличие к своему внешнему виду перед началом учебного дня
- Пребывает в плохом настроении, часто выглядит подавленным
- Становится закрытым, не хочет обсуждать проблемы и трудности, с которыми он сталкивается в образовательной организации
- Осваивает учебный материал с затруднениями, наблюдается снижение успеваемости
ЧТО ДЕЛАТЬ
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ КТО-ТО ИЗ РЕБЯТ ПРОПУСКАЕТ ЗАНЯТИЯ ИЛИ СОБИРАЕТСЯ ЭТО СДЕЛАТЬ- Если ты видишь, что твой одноклассник, друг, брат и/или сестра собирается прогулять урок без уважительной причины, поговори с ним об этом. Попробуй выяснить причины такого поведения, предложи свою помощь в их устранении.
- Если ты видишь, что у кого-то из ребят есть сложности в общении с одноклассниками или учителями, предложи свою помощь.
- Если ты видишь, что на кого-то из окружающих тебя ребят оказывается негативное влияние и провоцируют к пропуску занятий, поговори об этом со взрослым, которому ты доверяешь (с учителем, родителями, психологом, другим значимым взрослым).
- Если ты видишь, что твой одноклассник, друг, брат и/или сестра собирается прогулять урок, обрати его внимание на значимость и пользу от посещения занятий, проинформируй о возможных последствиях ухода с учебных занятий (родители огорчатся, возможно наказание за прогул, учителя станут считать его безответственным человеком, утратится доверие взрослых и др.).
- В случае, когда тебе предлагают пропустить учебные занятия, скажи твёрдо: "Нет". Будь готов отстаивать свою личную позицию в отношении посещения школьных занятий.
- Если ты видишь, что твой одноклассник, друг, брат и/или сестра собирается прогулять учебное занятие, вырази свое неодобрение его желанию и планам.
- Будь примером для других ребят – не пропускай учебные занятия без уважительной причины.
- Если поведение твоего одноклассника, друга, брата и/или сестры не меняется и ситуация с прогулами занятий не разрешается, обратись к специалистам (школьному психологу, социальному педагогу, классному руководителю, другим специалистам). Позвони по телефону доверия.
Материалы по теме
- "Как здорово быть с родителями" Лариса Суркова
- Мультфильм "Пиноккио"
- "Сказка о потерянном времени" Евгений Шварц
Ссылки на службы помощи
- Экстренная помощь
- Психолого–педагогическая, медицинская и социальная помощь семье и детям
- ППМС-центры
- Телефон доверия 8-800-2000-122