Самовольный уход — тайное или явное, добровольное оставление дома или организации ребёнком. Его безвестное отсутствие в течение одного часа с момента обнаружения данного факта или с момента наступления времени, условленного для возвращения.
- ОПАСНО
Ребенок оказывается без присмотра и без защиты взрослых
- ЧАСТО НЕОСОЗНАННО
Уходы ребёнка часто совершаются из любознательности, носят импульсивный характер, могут быть следствием слабой ориентировки во времени и недостаточного самоконтроля
- СТИХИЙНО
Ребёнок может уйти под влиянием эмоций и внутренних побуждений
- НЕПРЕДСКАЗУЕМО
Непредсказуемость последствий
самовольный уход РЕБЁНКА из дома или учреждения является самой распространённой причиной совершения правонарушений несовершеннолетними или в отношении них.
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
-
Мотивированные уходы - возникают как реакция на острую стрессовую ситуацию, обусловлены психологически понятными причинами и связаны с ситуацией, в которой оказался ребёнок\
-
Немотивированные уходы (возникают без понятных мотивов) -
возникают вследствие болезненно-пониженным настроением, негативными эмоциональными состояниями: раздражительность, озлобленность, скука, появлением острого стремления к освобождению от стесняющего режима, к перемене обстановки; •возникают вследствие повышенной импульсивности, когда стремление к уходу непреодолимо и реализуется вне зависимости от ситуации. В этом случае ребёнок часто уходит один; возникают без внешнего повода, без выраженного изменения эмоционального состояния, без неодолимого влечения, на «эмоционально холодном фоне» (часто при наличии у несовершеннолетнего психического заболевания).
В ЧЁМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ (МАРКЕРЫ)
- Избегает разговоров на темы, которые его беспокоят.
- Высказывается о том, что уход - единственный выход из сложной для него ситуации.
- Выражает страх, боязнь говорить со взрослыми, опасаясь непонимания и негативных реакций с их стороны.
- Пребывает в частой смене настроения и поведения: в контактах с людьми становится более закрытым, тревожится без явных причин. Может говорить о том, что ему одиноко.
- Затрудняется объяснить причины своих уходов.
- Жалуется на кого-то из своего окружения, другого ребёнка или взрослого.
- Высказывается о том, что ему плохо, и он хочет уйти.
- Уходит от людей и ситуаций, в которых ему некомфортно.
- Проявляет негативные эмоции и чувства (страх, злость, раздражение).
-
Проявляет состояние скуки, желание сменить обстановку, стремится к новым впечатлениям.
- Испытывает напряжение в течение продолжительного времени.
ЧТО ДЕЛАТЬ
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ КТО-ТО ИЗ РЕБЯТ ЗАДУМЫВАЕТСЯ О САМВОЛЬНОМ УХОДЕ
- Проявляй внимание в отношении окружающих тебя сверстников, своих младших братьев и сестер, а также в отношении других детей. Обращай внимание на их поведение, высказывания, эмоциональное состояние.
- Если ты видишь, что кто-то из детей, которые тебя окружают находится в подавленном состоянии, боится чего-то или говорит о желании уйти, поговори с ним об этом. Попробуй понять причины, по возможности помоги ему. Обрати на это внимание взрослых, которым ты доверяешь (родители, воспитатели, классный руководитель, школьный психолог).
- Участвуй в жизни своих младших братьев и сестер, старайся выстроить доверительные отношения с ними, поддерживай их.
- Организуй совместное времяпрепровождение со своими младшими братьями и/или сестрами.
- Помоги родителям организовать свободное время своего младшего брата и/или сестры, где ему представится возможность удовлетворить свою любознательность через исследование себя, разных сторон жизни, мира, природы. Возможно, у вас найдутся общие увлечения и интересы.
- Помогай родителям осуществлять контроль за времяпрепровождением своих младших братьев и/или сестёр. Проявляй заботу о них и оказывай посильную помощь когда это необходимо.
- Помогай педагогам в организации мероприятий для малышей (спортивные соревнования, творческие конкурсы, походы, игры) учувствуй в них сам, показывая положительный пример.
- Если ты видишь, что на какого-то ребёнка оказывают негативное воздействие, вовлекают его в сомнительные дела, призывают к уходу - обрати на это внимание взрослых, которым ты доверяешь.
- Если ты видишь у кого-то из ребят намерение самовольно уйти - попробуй отвлечь его от этих мыслей, перенаправь их в конструктивное русло.
- Если ты знаешь, что кто-то из окружающих тебя ребят находится в ситуации, которая его сильно беспокоит, посоветуй ему обратиться к школьному психологу или позвонить по телефону доверия.