Назад

Непослушание

Подросткам
Подросткам

Как справиться

Непослушание
НЕПОСЛУШАНИЕ — наиболее распространенная в дошкольном и младшем школьном возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам, советам взрослых, нравственным нормам общественного поведения.
  • ПРИЧИННО ОБУСЛОВЛЕНО
    Непослушание ребёнка всегда говорит о том, что для этого есть причина 
  • ЭМОЦИОНАЛЬНО
    Причина в большинстве случаев не осознается ни взрослыми, ни ребёнком
  • ТРЕБУЕТ ПОМОЩИ
    Ребёнок нуждается прежде всего в помощи, а не в критике или наказаниях

Нежелательные формы поведения в той или иной степени периодически демонстрируют все дети. Однако, если непослушание проявляется ДОСТАТОЧНО ЧАСТО, стоит задуматься, что происходит с ребёнком. Детское непослушание негативно отражается на  развитии личности ребёнка: он не умеет вести себя в обществе, не понимает границ разрешенного и запретного. Это может приводить к асоциальному и деструктивному поведению, ребёнок может стать жертвой противоправных действий.

  • Шалость - краткий эпизод в поведении ребёнка, который проявляется в виде веселой проказы, забавы или проделки.  Здесь ярко выражаются активность, инициатива, изобретательность. Для ребенка это игра, слегка переходящая границы дозволенного, при этом  сам он выход за рамки не осознает, не видит возможных последствий для себя и окружающих. Шалость  социально безвредна, отрицательный смысл поступка здесь проступает неявно.
  • Озорство - эпизод в поведении ребёнка с проявлением выдумки, инициативы, активности, при котором он сознательно нарушает установленные правила, умышлено совершает действия, приносящие вред сверстникам или старшим. Цель озорства – досадить, отомстить или получить выгоду для себя.
  • Проступок - планомерное нарушение требований взрослых, если и без умысла, то с осознанием и пониманием того, что это действие плохое. Для проступка характерны выдумка, инициатива, подвижность ребёнка. Важными отличительными особенностями проступка являются повторяемость и заблаговременная продуманность. 
  • Проявления истерики, капризности, раздражительности грубости в поведении. 
  • Привлечение внимания негативными способами, вызывающее  нередко чувство раздражения у окружающих людей.
  • Появление конфликтов со взрослыми. Отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям. Ребёнок не хочет подчиняться взрослым, отстаивая свои желания и интересы.
  • Повторение негативных эмоций окружающих людей.
  • Отсутствие чувства границ разрешенного и запрещенного поведения.
  • Нарушение правил поведения, стремления их нарушать.
  • Наличие переживаний из-за неудач в какой-то области жизни.
  • Проявление поведения без учёта правил поведения в обществе.
  • Проявление действий в угоду себе и своим интересам. Ребёнок может не считается с мнением и интересами других людей.
  • Появление отрицательных черт характера: упрямство, негативизм, стремление противостоять другим людям.
  • Повышенная эмоциональность. Ребёнку бывает трудно самостоятельно перестроить своё поведение в ситуациях с высокой эмоциональной окраской.
ЕСЛИ КТО-ТО ИЗ ОКРУЖАЮЩИХ ТЕБЯ РЕБЯТ ПРОЯВЛЯЕТ НЕПОСЛУШАНИЕ
  1. Если ты видишь, что твой друг, брат или сестра не слушается родителей, педагогов или других взрослых, поговори с ним.  Внимательно выслушай,  попробуй понять его. Предложи другие способы реагирования на ситуации,  провоцирующие непослушание. 
  2. 1.Помоги другу понять и освоить правила поведения  в детском саду, школе, дома, на улице и других местах. Объясни, почему эти правила приняты, к чему может привести их несоблюдение (хаос, конфликты, другое).  
  3. Обращай внимание на то, в каких ситуациях и условиях окружающие тебя ребята  соблюдают правила,  а в каких – не всегда.
  4. Подавай положительный пример для окружающих тебя ребят. Соблюдай правила поведения в разных местах. Играя в коллективные игры, соблюдай их правила.
  5. Помоги родителям (педагогам) создать «кодекс правил», где прописаны границы разрешенного и того, что под запретом.
  6. Когда ты видишь, что кто-то из окружающих тебя ребят проявляет непослушание, обрати их внимание на негативные стороны. Не используй при этом обидные и оскорбительные слова.  
  7. Если ты видишь, что тебя или кого-то из окружающих ребят побуждают быть непослушным, поговори об этом со взрослым, которому ты доверяешь. Будь твёрд в своей личной позиции относительно соблюдения правил. 
  8. В трудных ситуациях обратись  за помощью к взрослым, которым ты доверяешь – родителям,  классному руководителю, школьному психологу. Позвони по телефону доверия. 
Непослушание