СУБКУЛЬТУРА (лат. sub «под» + cultura «культура») - часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами.
МАРГИНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА - совокупность локальных культур (субкультур), базисные принципы которых оцениваются как чуждые или враждебные по отношению к доминирующей культуре.
- ЗАМЕТНО
Представители субкультур стремятся подчеркнуть свою принадлежность к определенному течению
- ВРЕМЕННО
В большинстве случаев увлечение субкультурой – временное явление, характерное для подросткового и юношеского возраста
- ОПАСНО
Участие в субкультурах может представлять реальную опасность для подростка и окружающих людей
- РАСПРОСТРАНЕННО
Участие подростка в субкультурном движении – распространённое явление
Участие в асоциальных и антисоциальных маргинальных субкультурах способствует формированию антисоциальных взглядов и асоциального образа жизни, нарушению общественных норм, что ведёт к деструктивным последствиям – росту агрессии, направленной вовне и на себя (самоповреждения, суицидальное поведение), деформациям личности, вовлечению в противоправную деятельность.
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
-
Просоциальные объединения, в их состав входят социально активные люди с позитивной направленностью деятельности
-
Асоциальные объединения, в их состав входят социально пассивные люди, деятельность которых достаточно нейтральна по отношению к социальным процессам (музыкальные группы, спортивные фанаты). в идеологии субкультур данного направления присутствует критика каких-либо устоев общества, но это противостояние не носит крайнего характера.
-
Антисоциальные объединения, в их состав входят люди, подвергающие критике общественные порядки и устои, стремящиеся к их сокрушению (радикальные и криминальные группировки). их деятельность носит экстремистский характер, представляет явную угрозу для общества и государства.
В ЧЁМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ (МАРКЕРЫ)
ПРИЗНАКИ ТОГО, ОБУЧАЮЩИЙСЯ СТАЛ ЧЛЕНОМ МАРГИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
- Снижение успеваемости, появление пропусков учебных занятий без уважительной причины. Ребёнок говорит, что стал терять интерес к учёбе, важность знаний и обучения стала низкой, жизнь класса перестала его интересовать.
- Проявление раздражительности, боязни, страхов.
- Потеря аппетита, нарушения сна (бессонница или повышенная сонливость).
- Снижение внимания, апатия.
- Скрытность - ребёнок может отказываться от общения с родителями, педагогами, значимыми взрослыми.
- Появление на кожных покровах странных рисунков, надписей, татуировок.
- Изменение во внешности - причёска, цвет волос, макияж.
- Изменение предпочтений в одежде, появление в одежде символики маргинальных сообществ, групп, организаций и т.п.
- Появление в разговорной речи жаргона, непонятных слов и выражений.
- Появление интереса к фильмам, сериалам, музыке в соответствии с направленностью субкультуры, возможно деструктивного характера.
- Изменения в характере: повышение уровня агрессии, скрытность, лживость.
- Изменение круга общения. Обучающийся может отказываться от привычных контактов с друзьями и взрослыми, большую часть времени проводит вне дома.
- Проявление повышенного интереса к деструктивному контенту, деятельности маргинальных сообществ и групп в сети Интернет, в социальных сетях.
ЧТО ДЕЛАТЬ
- Обсудите с коллегами и запланируйте проведение информационно-просветительских мероприятий с родителями по вопросам вовлечения подростков и молодежи в асоциальные неформальные группы.
- Совместно с педагогом-психологом, социальным педагогом проведите тренинги родительской компетенции, детско-родительских отношений, специализированных тренингов профилактики негативного влияния субкультурных течений, формированию ресурсов, помогающих воспитанию у детей успешного и ответственного поведения.
- Работайте в контакте с семьёй. Создайте возможность для проведения индивидуального консультирования по вопросам воспитания и детско-родительских отношений в семьях, где обучающийся вовлечен в деятельность маргинальной субкультуры.
- Выявляйте интересы и склонности обучающихся, вовлекайте их в дополнительную занятость, досуговые мероприятия (кружки, студии, спортивные секции).
- Разъясняйте подросткам негативные последствия, правовую ответственность за участие в деятельности маргинальных субкультур различной направленности.
- Уделите внимание формированию у обучающихся «внутреннего стержня», умения противостоять внешним негативным влияниям, здоровых установок, стрессоустойчивости, жизнестойкости.
- В затруднительных случаях задействуйте ресурсы других специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Позвоните по телефону доверия.