Назад

Вступление в маргинальные субкультуры

Специалистам
Специалистам

Как понять, что ребенок стал частью маргинальной субкультуры и что делать

Вступление в маргинальные субкультуры
СУБКУЛЬТУРА (лат. sub «под» + cultura «культура») - часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами.

МАРГИНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА - совокупность локальных культур (субкультур), базисные принципы которых оцениваются как чуждые или враждебные по отношению к доминирующей культуре.

  • ЗАМЕТНО
    Представители субкультур стремятся подчеркнуть свою принадлежность к определенному течению        
  • ВРЕМЕННО
    В большинстве случаев увлечение субкультурой – временное явление, характерное для подросткового и юношеского возраста 
  • ОПАСНО
    Участие в субкультурах может представлять реальную опасность для подростка и окружающих людей
  • РАСПРОСТРАНЕННО
    Участие подростка в субкультурном движении – распространённое явление

Участие в асоциальных и антисоциальных маргинальных субкультурах способствует формированию антисоциальных взглядов и асоциального образа жизни, нарушению общественных норм, что ведёт к деструктивным последствиям – росту агрессии, направленной вовне и на себя (самоповреждения, суицидальное поведение), деформациям личности, вовлечению в противоправную деятельность.
  • Просоциальные объединенияв их состав входят социально активные люди с позитивной направленностью деятельности

  • Асоциальные объединенияв их состав входят социально пассивные люди, деятельность которых достаточно нейтральна по отношению к социальным процессам (музыкальные группы, спортивные фанаты). в идеологии субкультур данного направления присутствует критика каких-либо устоев общества, но это противостояние не носит крайнего характера. 

  • Антисоциальные объединения, в их состав входят люди, подвергающие критике общественные порядки и устои, стремящиеся к их сокрушению (радикальные и криминальные группировки). их деятельность носит экстремистский характер, представляет явную угрозу для общества и государства.

ПРИЗНАКИ ТОГО, ОБУЧАЮЩИЙСЯ СТАЛ ЧЛЕНОМ МАРГИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

  • Снижение успеваемости, появление пропусков учебных занятий  без уважительной причины. Ребёнок говорит, что стал терять интерес к учёбе, важность знаний и обучения стала низкой, жизнь класса перестала его интересовать.
  • Проявление раздражительности, боязни, страхов.
  • Потеря аппетита, нарушения сна (бессонница или повышенная сонливость).
  • Снижение внимания, апатия.
  • Скрытность -  ребёнок может отказываться от общения с родителями, педагогами, значимыми взрослыми.
  • Появление на кожных покровах странных рисунков, надписей, татуировок.
  • Изменение во внешности  - причёска, цвет волос, макияж.
  • Изменение предпочтений в одежде, появление в одежде символики маргинальных сообществ, групп, организаций и т.п.
  • Появление в разговорной речи жаргона, непонятных слов и выражений.
  • Появление интереса к фильмам, сериалам, музыке в соответствии с направленностью субкультуры, возможно деструктивного характера.
  • Изменения в характере: повышение уровня агрессии, скрытность, лживость.
  • Изменение круга общения. Обучающийся может отказываться от  привычных контактов с друзьями и взрослыми, большую часть времени проводит вне дома.
  • Проявление повышенного интереса к деструктивному контенту, деятельности маргинальных сообществ и групп в сети Интернет, в социальных сетях.
  1. Обсудите с коллегами и запланируйте проведение информационно-просветительских мероприятий с родителями  по вопросам  вовлечения подростков и молодежи в асоциальные неформальные группы.
  2. Совместно с педагогом-психологом, социальным педагогом проведите тренинги родительской компетенции, детско-родительских отношений, специализированных тренингов профилактики негативного влияния субкультурных течений, формированию ресурсов, помогающих воспитанию у детей успешного и ответственного поведения.
  3. Работайте в контакте с семьёй. Создайте возможность для проведения индивидуального консультирования по вопросам воспитания и детско-родительских отношений в семьях, где обучающийся вовлечен в деятельность маргинальной субкультуры.
  4. Выявляйте интересы и склонности обучающихся, вовлекайте их в дополнительную занятость, досуговые мероприятия (кружки, студии, спортивные секции).
  5. Разъясняйте подросткам негативные последствия, правовую ответственность за участие в деятельности маргинальных субкультур различной направленности.
  6. Уделите внимание формированию у обучающихся «внутреннего стержня», умения противостоять внешним негативным влияниям, здоровых установок, стрессоустойчивости, жизнестойкости.
  7. В затруднительных случаях задействуйте ресурсы других специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.  Позвоните по телефону доверия.

Вступление в маргинальные субкультуры