Назад

Уходы, бродяжничество, попрошайничество

Специалистам
Специалистам

Как предотвратить и что делать, если это случилось

Уходы, бродяжничество, попрошайничество

САМОВОЛЬНЫЕ УХОДЫ - добровольное, самовольное оставление дома, образовательной организации, безвестное отсутствие несовершеннолетнего в течение некоторого времени с момента факта его отсутствия или с момента наступления времени, условленного для возвращения.

БРОДЯЖНИЧЕСТВО - систематическое перемещение лица в течение длительного времени из одной местности в другую либо в пределах одной местности с существованием на нетрудовые доходы.

ПОПРОШАЙНИЧЕСТВО - активное прошение у прохожих людей денег и других материальных ценностей, являющееся для просящего основным средством дохода. Часто сочетается с бродяжничеством.

  • БОЛЕЗНЕННО
    Душевная или боль, конфликт, ощущение сильного дискомфорта могут служить причинами ухода ребёнка  из дома, образовательной организации        
  • НЕПОСИЛЬНО
    Ребёнок не может самостоятельно справиться
    с ситуацией в силу недостатка опыта, отсутствия помощи и поддержки взрослых   
  • НАМЕРЕННО
    Ребёнок уходит с целью выхода из ситуации, которую ему сложно самостоятельно пережить
  • ОПАСНО
    Уход из дома – риск для жизни и здоровья, риск вовлечения в противоправную деятельность

ЖЕЛАНИЕ УЙТИ ИЗ ДОМА, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - распространенное явление среди детей и подростков, связанное с взрослением. Частые самовольные уходы из дома, образовательной организации требуют внимательного отношения взрослых. Каждый уход - сигнал о том, что ребёнок нуждается в помощи. Самовольные уходы могут порождать деструктивные последствия: безответственность, привычки бродяжничать и попрошайничать, лгать и воровать, вовлеченность в деятельность маргинальных субкультур, противоправную деятельность. Ребёнок может стать жертвой противоправных действий.

  • Высказывания ребёнка о том, что ему плохо, что он хочет уйти из дома, образовательной организации.
  • Снижение успеваемости.
  • Снижение посещаемости учебных занятий, занятий в секциях, студиях, кружках по неуважительным причинам.
  • Частая смена настроения и поведения. Обучающийся может замыкаться в себе, чувствовать себя одиноким, тревожиться, испытывать боязнь, страх.
  • Острые реакции на слова и действия других людей. Ребёнок не всегда может объяснить причины своих действий, часто совершает действия импульсивно.
  • Часто бывает раздражительным, долго не может справиться со своим состоянием.
  • Высказывания о чувстве отвергнутости, одиночестве. Ребёнок говорит о том, что он никому не нужен, что его никто не слышит, не понимает, не любит.
  • Избегает разговоры со взрослыми на некоторые темы.
  • Совершение проступка, вступление в конфликт, страх реакции взрослых, наказания.
  • Признаки физического насилия - синяки, ссадины, кровоподтеки и др.
  • Ребёнок «не находит себе места» при появлении в доме новых членов семьи (отчима, мачехи, братьев, сестер).
  • Сбор одежды, вещей, продуктов, денег без объяснения причин.
  • Времяпровождение на улице, в среде незнакомых и малознакомых людей.
  • Одиночество в учебном коллективе.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК ХОЧЕТ САМОВОЛЬНО УЙТИ
  1. Будьте внимательны к любым изменениям в поведении ребёнка. Побеседуйте с ребёнком, выясните причины негативных проявлений, выразите поддержку, готовность помочь. 
  2. Побеседуйте с родителями о  семейной ситуации. Порекомендуйте родителям способы снижения напряжения, преодоления конфликта и деструктивных проявлений ребёнка. Поддержите сильные стороны  ребёнка.
  3. Обсудите ситуацию с классным руководителем,  педагогом-психологом, другими специалистами. Сформируйте план действий  по оказанию помощи ребёнку.
  4. Проведите информационно-просветительские  и практические мероприятия с родителями, педагогами (лекции, психологические тренинги) с целью профилактики групповых уходов . 
  5. Уделите особое внимание профилактической работе с семьями «группы риска». Организуйте индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания и детско-родительских отношений.
  6. Предложите подросткам дополнительную занятость с учетом их интересов.
  7. Организуйте мероприятия по укреплению «внутреннего стержня» у обучающихся: формирование здоровых установок, стрессоустойчивости, саморегуляции, навыков ответственного поведения, позитивных стратегий поведения.
  8. Постарайтесь контролировать времяпровождение и эмоциональное состояние обучающихся в учебное время, во время внеурочных занятий и проводимых мероприятий.  
  9. В случае самовольного ухода обучающегося, группы детей безотлагательно сообщите директору, заместителю директора, родителям обучающегося. Будьте на связи с родителями до установления местонахождения ребёнка.  
  10. При возникновении затруднений, обратитесь к специалистам. Позвоните по телефону доверия.

Уходы, бродяжничество, попрошайничество