Назад

Неуспеваемость

Специалистам
Специалистам

Что делать с неуспеваемостью обучающегося

Неуспеваемость
НЕУСПЕВАЕМОСТЬ – это ситуативное или устойчивое отставание обучающегося в освоении учебного материала по одному или нескольким предметам образовательной программы.

  • РАСПРОСТРАНЕНО
    Каждый третий обучающийся не обладает базовым уровнем знаний как минимум по одному из предметов образовательной программы      
  • СТРЕССОВО
    Неуспеваемость в образовательной организации может стать причиной хронического стресса 
  • ТРУДНО СПРАВИТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО
    В большинстве случаев обучающийся не может справиться с неуспеваемостью самостоятельно и нуждается в помощи родителей и педагогов
  • КОМПЛЕКС  ПРОБЛЕМ
    Связанных с обучением в группе или индивидуально

НЕУСПЕВАЕМОСТЬ – одна из распространенных проблем в образовательных организациях, которая порождает деструктивные последствия: проблемы эмоциональной сферы, нарушение состояния здоровья, детско-родительские конфликты в семье, чувство неполноценности ребёнка вследствие постоянных учебных неудач.
  • Ранняя неуспеваемость - возникает у обучающихся первых лет обучения (в начальной школе, на 1-2 курсе), связана со сменой привычной деятельности, сложностями в адаптации, изменением социального окружения, психологической неготовностью к обучению в школе, колледже, вузе.

  • Поздняя неуспеваемость - возникает у обучающихся среднего звена (в 5-9 классах, на 3-4 курсах), связана с усложнением образовательной программы, увеличением количества педагогов и повышением педагогических требований, к которым необходимо  приспосабливаться. 

  • Неудовлетворительные отметки по отдельным учебным предметам.
  • Нежелание обучаться, посещать учебные занятия, пропуски занятий без уважительной причины.
  • Отказ выполнять домашние задания. Отсутствие интереса к изучаемому материалу.
  • Несамостоятельность в выполнении учебных заданий. Решение задач, выполнение упражнений возможно только с чьей-то помощью.
  • Жалобы на ухудшение самочувствия. Могут беспокоить боли, недомогание, дрожь.
  • Трудности понимания и воспроизведения учебного материала - выделение главной мысли в тексте, структурирование материала, пересказ содержания текста своими словами.
  • Пассивность при возникновении трудностей. Отсутствие  проявлений воли, настойчивости.
  • Проявление агрессии по отношению к окружающим, возможны межличностные конфликты.
  • Проявление раздражительности, плаксивости, уход в себя, панические атаки накануне проверочных
    и контрольных работ, отдельных уроков.
  • Одиночество в учебном коллективе. Из-за проблем с успеваемостью возможны насмешки со стороны одноклассников, сверстников, некоторых педагогов.
  • Языковые трудности - русский язык не является родным для твоего друга, знакомого, что затрудняет обучение.   
  • Совершение навязчивых действий - закручивание волос, грызение ногтей, раскачивание из стороны
    в сторону, совершение других навязчивых действий.
  • Проявление интереса к деструктивному контенту в сети Интернет и в социальных сетях.
  • Поиск поддержки и самореализации во внеучебных  сферах.
  1. Постарайтесь уделить внимание формированию у обучающихся  устойчивой мотивации достижения успеха в посильных видах деятельности, работайте на повышение самооценки и учебной мотивации.
  2. Организуйте подачу учебного материала с использованием информации для разных модальностей,  активизируйте на уроках работу всех анализаторных систем у обучающихся.
  3. При изучении нового материала используйте стимулирующие приёмы для включения детей во фронтальную работу. Позитивно подкрепляйте уточняющие вопросы от обучающихся.
  4. Уделите внимание развитию учебных интересов обучающихся посредством использования дополнительного материала, собственных наблюдений, жизненного опыта, юмора, наглядных материалов, историй из жизни детей и взрослых.
  5. Старайтесь учитывать темповые особенности детей в ходе обучения.
  6. Особое внимание уделите вовлечению обучающихся в виды деятельности, в которых они могут проявить инициативу, заслужить признание. Закрепляйте, поощряйте малейшие успехи, продвижения, достижения недостаточно успевающих в учёбе детей.
  7. По возможности объясняйте обучающимся критерии оценивания их знаний и умений, обосновывайте оценки и давайте рекомендации по улучшению учебных результатов.
  8. Организуйте индивидуальные консультации для родителей обучающихся. Направляйте родителей на создание поддерживающей и помогающей обстановки в семье, развитие необходимых для учёбы качеств.
  9. В учебном коллективе не допускайте проявлений травли неуспевающих обучающихся. При проблемах адаптации в начале обучения закрепите наставника из числа обучающихся-ровесников или обучающихся-волонтёров, более старших по возрасту.
  10. Если у обучающегося русский язык не является родным, рассмотрите вопрос об индивидуализации его образовательного маршрута, закрепления тьютора.
  11. Во всех случаях учебной неуспеваемости обратитесь к специалистам - школьному психологу, неврологу, логопеду.    

Неуспеваемость