КОНФЛИКТ(лат. conflictus — столкнувшийся) — отсутствие согласия между двумя и более сторонами, имеющими различные точки зрения на какую-либо ситуацию. В конфликтах сталкиваются интересы, позиции, мнения участников. Конфликт считается разрешённым, если найдено взаимоприемлемое решение вопроса и отрегулированы взаимоотношения его участников.
- ПРОТИВОРЕЧИВО
Конфликт развивается на основе противоречий и разногласий между участниками.
- ОСТРО
Открытое столкновение (инцидент) может иметь высокую интенсивность и потребовать от его участников большого количества психологических и материальных ресурсов
- ЭМОЦИОНАЛЬНО
Слова и действия участников конфликта могут вызывать сильные переживания, негативные эмоции, эмоциональные реакции, напряженность в учебном коллективе
КОНФЛИКТЫ — одна из распространенных проблем в детских, подростковых
и молодёжных коллективах. Затяжные конфликты и неэффективные стратегии их разрешения могут приводить к деструктивным последствиям: самовольным уходам, распространению и усилению агрессии, снижению успеваемости, повышению количества эмоциональных проблем, буллингу, увеличению риска суицида среди подростков, противоправному поведению, нарушению детско-родительских отношений.
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
- Нормальный - в этом случае конфликт воспринимается участниками как нормальная форма взаимодействия между людьми. Конфликт переводится в конструктивное русло, может разрешаться посредством компромисса, сотрудничества, других стратегий.
- Деструктивный - в этом случае конфликт имеет разрушительный потенциал, наблюдается неудовлетворенность одного или двух участников конфликта его итогами. Такая ситуация сопровождается обидами, кризисом взаимоотношений, недопониманием.
- Конструктивный - в этом случае участники конфликта получают определенную пользу для себя и удовлетворение от результатов инцидента. Инцидент разрешается конструктивными стратегиями и способами.
В ЧЁМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ (МАРКЕРЫ)
- Резкое снижение успеваемости в целом или по отдельным предметам.
- Отказ от посещения образовательной организации. Ребёнок ищет причины и способы пропуска учебных занятий.
- Появление физиологических реакций. Ребёнок жалуется на головную боль, слабость, боли в животе и другие.
- Появление раздражительности, агрессии в контактах с окружающими людьми.
- Негативные переживания и эмоции: нетерпимость, ярость, ненависть, другие.
- Проблемы в межличностных отношениях ребёнка со сверстниками и взрослыми. Могут усилиться склонности к противостоянию, отстаиванию собственных интересов.
- Трудности пересмотра своих взглядов, мнений, привычек. Ребёнок с трудом встаёт на чужую точку зрения, переходит от привычного к новому. Наблюдаются трудности понимания ситуации, взгляда на ситуацию глазами других людей.
- Обострение черт характера, которые могут усугубить конфликт – неадекватная оценка своих способностей и возможностей, стремление доминировать, консервативность мышления, принципиальность, прямолинейность, упрямство.
- Вовлечение в конфликт других обучающихся и взрослых.
- Признаки физического насилия (синяки, ссадины, царапины, травмы).
- Ребёнок демонстрирует защитное поведение (изолируется, самовольно уходит из образовательной организации, из дома).
- Обучающийся неэффективно использует учебное время. Мысли о конфликте занимают большую часть времени обучающегося.
ЧТО ДЕЛАТЬ
СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С КОНФЛИКТАМИ
- Сохраняйте спокойствие. Будьте предусмотрительны и корректны.
- Постарайтесь увидеть ситуацию с позиции внешнего наблюдателя, без эмоционального отношения. Организуйте открытый диалог между конфликтующими сторонами. Выслушав все стороны, выявите общие цели и позиции, определите способы разрешения противоречия.
- Обеспечьте соблюдение обучающимися разумной дисциплины - «воздух свободы» и упорядочивание поведения в соответствии с принятыми в образовательной организации и обществе нормами и правилами.
- Уделите внимание вопросам сплочения ученического коллектива в условиях совместной деятельности, разрешения проблемных ситуаций, групповых мероприятий, целевых тренингов.
- В случае негативных высказываний участников конфликта в ваш адрес говорите о своих чувствах (вас огорчает подобное поведение), о роли помощника в разрешении конфликта.
- Проинформируйте родителей обучающегося (обучающихся) о конфликтной ситуации, вместе продумайте стратегию и способы помощи для разрешения конфликта.
- Организуйте просветительское мероприятие для родителей обучающихся с учётом актуальных конфликтных ситуаций, возникающих в учебном коллективе, для оказания помощи в воспитании конфликтологической грамотности и устойчивости детей.
- При трудностях разрешения конфликта обратитесь за помощью к школьному психологу, классному руководителю, педагогу-медиатору, подросткам-медиаторам Позвоните по телефону доверия.