Назад

Конфликты

Специалистам
Специалистам

Как предотвратить и что делать, если избежать не удалось.

Конфликты

КОНФЛИКТ(лат. conflictus — столкнувшийся) — отсутствие согласия между двумя и более сторонами, имеющими различные точки зрения на какую-либо ситуацию. В конфликтах сталкиваются интересы, позиции, мнения участников. Конфликт считается разрешённым, если найдено взаимоприемлемое решение вопроса и отрегулированы  взаимоотношения его участников.

  • ПРОТИВОРЕЧИВО
    Конфликт развивается на основе противоречий и разногласий между участниками.
  • ОСТРО
    Открытое столкновение (инцидент) может иметь высокую интенсивность и потребовать от его участников большого количества психологических и материальных ресурсов 
  • ЭМОЦИОНАЛЬНО
    Слова и действия участников конфликта могут  вызывать сильные переживания,  негативные эмоции,  эмоциональные реакции, напряженность в учебном коллективе

КОНФЛИКТЫ — одна из распространенных проблем в детских, подростковых
и молодёжных коллективах. Затяжные конфликты и неэффективные стратегии их разрешения могут приводить к деструктивным  последствиям: самовольным уходам, распространению и усилению агрессии, снижению успеваемости, повышению количества эмоциональных проблем, буллингу, увеличению риска суицида среди подростков, противоправному поведению, нарушению детско-родительских отношений.

  • Нормальный - в этом случае конфликт воспринимается участниками как нормальная форма взаимодействия между людьми. Конфликт переводится в конструктивное русло, может разрешаться посредством компромисса, сотрудничества, других стратегий. 
  • Деструктивный  - в этом случае конфликт имеет разрушительный потенциал, наблюдается неудовлетворенность одного или двух участников конфликта его итогами. Такая ситуация сопровождается обидами, кризисом взаимоотношений, недопониманием.
  • Конструктивный  - в этом случае участники конфликта  получают определенную пользу для себя и удовлетворение от результатов инцидента. Инцидент разрешается конструктивными стратегиями и способами. 
  • Резкое снижение успеваемости в целом или по отдельным предметам.
  • Отказ от посещения образовательной организации. Ребёнок ищет причины и способы пропуска учебных занятий.
  • Появление физиологических реакций. Ребёнок жалуется на головную боль, слабость, боли в животе и другие.
  • Появление раздражительности, агрессии в контактах с окружающими людьми. 
  • Негативные переживания и эмоции: нетерпимость, ярость, ненависть, другие.
  • Проблемы в межличностных отношениях  ребёнка со сверстниками и взрослыми. Могут усилиться склонности к противостоянию, отстаиванию собственных интересов.   
  • Трудности пересмотра своих взглядов, мнений, привычек. Ребёнок с трудом встаёт  на чужую точку зрения,  переходит от привычного к новому. Наблюдаются трудности понимания ситуации, взгляда на ситуацию глазами других людей. 
  • Обострение черт характера, которые могут усугубить конфликт – неадекватная оценка своих способностей и возможностей, стремление доминировать, консервативность мышления, принципиальность, прямолинейность, упрямство. 
  • Вовлечение в конфликт других обучающихся и взрослых. 
  • Признаки физического насилия (синяки, ссадины, царапины, травмы). 
  • Ребёнок демонстрирует защитное поведение (изолируется, самовольно уходит из образовательной организации, из дома).  
  • Обучающийся неэффективно использует учебное время. Мысли о конфликте занимают большую часть времени обучающегося.

СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С КОНФЛИКТАМИ

  1. Сохраняйте спокойствие. Будьте предусмотрительны и корректны. 
  2. Постарайтесь увидеть ситуацию с позиции внешнего наблюдателя, без эмоционального отношения. Организуйте открытый диалог между конфликтующими сторонами. Выслушав все стороны, выявите общие цели и позиции, определите способы разрешения противоречия. 
  3. Обеспечьте соблюдение обучающимися разумной дисциплины  - «воздух свободы» и упорядочивание  поведения в соответствии с принятыми в образовательной организации и обществе нормами и правилами. 
  4. Уделите внимание вопросам сплочения ученического коллектива в условиях совместной деятельности, разрешения проблемных ситуаций, групповых мероприятий, целевых тренингов. 
  5. В случае негативных высказываний участников конфликта в ваш адрес говорите о своих чувствах (вас огорчает подобное поведение), о роли помощника в разрешении конфликта. 
  6. Проинформируйте родителей обучающегося (обучающихся) о конфликтной ситуации, вместе продумайте стратегию и способы помощи для разрешения конфликта.   
  7. Организуйте просветительское мероприятие для родителей обучающихся с учётом актуальных конфликтных ситуаций, возникающих в учебном коллективе, для оказания помощи в воспитании  конфликтологической грамотности и устойчивости детей.   
  8. При трудностях разрешения конфликта обратитесь за помощью к школьному психологу, классному руководителю, педагогу-медиатору, подросткам-медиаторам  Позвоните по телефону доверия.
Конфликты