Назад

Школьные прогулы

Специалистам
Специалистам

Как предотвратить

Школьные прогулы

ШКОЛЬНЫЕ ПРОГУЛЫ — умышленный пропуск уроков в школе без уважительной причины.

  • ПРЕДНАМЕРЕННО
    Ребёнок умышленно пропускает занятия 
  • ЭМОЦИОНАЛЬНО
    Ребёнок испытывает негативные эмоции в отношении учебных занятий (чувство тревоги, беспокойство, страх, стресс или чувство скуки)
  • ПРОБЛЕМНО
    Часто причинами школьных прогулов выступают конфликты со сверстниками и учителями, боязнь показаться смешным и неловким, насмешки со стороны одноклассников. На фоне школьных прогулов возникают проблемы с успеваемостью по учебным предметам
  • БЕСКОНТРОЛЬНО
    Прогуливая уроки, ребёнок находится без присмотра и контроля со стороны взрослых, что может иметь для него негативные последствия

Пропуски уроков в  начальных классах могут быть признаком повышенного Чувства Тревоги, СВЯЗАННОго С переходом от дошкольного этапа к Школьному, трудностями адаптации к условиям ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ.

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ дети часто пропускают уроки по обстоятельствам и причинам, которые находятся в зоне ответственности родителей, а не самого ребёнка. В случае пропусков учебных занятий без уважительной причины у детей формируются искажённые представления о процессе учебной деятельности, вредные привычки, лень, развивается безответственность, усиливается склонность к откладыванию важных и неприятных дел. В таких условиях у детей не формируется ключевое жизненно важное качество - самостоятельность.

  • Единичныеученик  может пропустить 1—2 урока или учебный день в течение месяца

  • Хронологические (систематические)
    регулярные длительные пропуски учебных занятий

  • Высказывает негативные мысли об учёбе, школе, учителях и одноклассниках (однокурсниках).
  • Не хочет выполнять домашние задания, откладывает их выполнение на более позднее время (до вечера, на следующий день) или вообще отказывается их выполнять
  • Ищет предлог, чтобы остаться дома или уйти с учебных занятий: говорит о недосыпе, жалуется на головные боли, плохое самочувствие
  • Болеет из-за сильных переживаний, которые связаны с посещением школы
  • Отказывается обсуждать школьные дела, негативно реагирует на вопросы об успеваемости и событиях школьной жизни
  • Проявляет безразличие к своему внешнему виду перед началом учебного дня
  • Пребывает в плохом настроении, часто выглядит подавленным
  • Становится закрытым, не хочет обсуждать проблемы и трудности, с которыми он сталкивается в образовательной организации
  • Осваивает учебный материал  с затруднениями, наблюдается снижение успеваемости
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ КТО-ТО ИЗ РЕБЯТ ПРОПУСКАЕТ ЗАНЯТИЯ ИЛИ СОБИРАЕТСЯ ЭТО СДЕЛАТЬ
  1. Осуществляйте ежедневный контроль посещаемости детьми учебных занятий,  своевременно реагируйте на пропуски занятий.
  2. Проявляйте внимание к детям, наблюдайте за проявлениями их поведения и настроения. Беседуйте с детьми о том, как проходят их учебные и выходные дни.
  3. Создайте психологически комфортную среду в классе, проведите мероприятия на сплочение классного коллектива. Поддерживайте атмосферу взаимоподдержки.
  4. Используйте в работе индивидуальный подход. Обратите внимание на то, чем можно заинтересовать ребёнка, чтобы он с желанием  посещал учебные занятия.
  5. Вовлекайте детей во внеурочную деятельность, организуйте в школе дополнительные занятия. Ребёнок должен чувствовать свою самоэффективность. 
  6. Обращайте внимание на детей, которые испытывают затруднения в освоении учебной  программы. Организуйте индивидуальную работу с такими обучающимися, помогите им ликвидировать пробелы в знаниях.
  7. Если ребёнок прогуливает уроки, установите с ним доверительный контакт, проведите беседу,  выясните причины школьных прогулов, провоцирующие негативные воздействия и условия. При этом старайтесь услышать ребёнка и понять его проблемы, потребности, переживания.
  8. Побеседуйте с родителями, если родители не знают о существующей проблеме предупредите их о необходимости усиления контроля за посещением ребёнком школьных занятий и его поведением. Работу по устранению причин прогулов, осуществляйте совместно с родителями.
  9. При выявлении сложностей в понимании между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании, привлекайте других специалистов: школьного психолога, социального педагога, специалиста по социальной защите. Рекомендуйте родителям обратиться за помощью в психолого-педагогические центры для гармонизации отношений в семье, создания оптимальных условий для обучения и развития детей.
  10. При необходимости «подключайте» к работе с ребёнком других специалистов.

Школьные прогулы