Назад

Ранние самовольные уходы

Специалистам
Специалистам

Как предотвратить

Ранние самовольные уходы
Самовольный уход тайное или явное,  добровольное оставление дома или организации ребёнком. Его безвестное отсутствие в течение одного часа с момента обнаружения данного факта или с момента наступления времени, условленного для возвращения.

  • ОПАСНО
    Ребенок оказывается без присмотра и без защиты взрослых   
  • ЧАСТО НЕОСОЗНАННО
    Уходы  ребёнка часто совершаются из любознательности,  носят импульсивный характер, могут быть следствием слабой ориентировки во времени и недостаточного самоконтроля
  • СТИХИЙНО
    Ребёнок может уйти под влиянием эмоций и внутренних побуждений
  • НЕПРЕДСКАЗУЕМО
    Непредсказуемость последствий

самовольный уход РЕБЁНКА из дома или учреждения является самой распространённой причиной совершения правонарушений несовершеннолетними или в отношении их.
  • Мотивированные уходы - возникают как реакция на острую стрессовую ситуацию, обусловлены психологически понятными причинами и связаны с ситуацией, в которой оказался ребёнок.

  • Немотивированные уходы (без понятных мотивов) - 
    возникают  вследствие болезненно-пониженным настроением, негативными эмоциональными состояниями: раздражительность, озлобленность, скука, появлением острого стремления к освобождению от стесняющего режима, к перемене обстановки; •возникают  вследствие повышенной импульсивности, когда стремление к уходу непреодолимо и реализуется вне зависимости от ситуации. В этом  случае ребёнок часто уходит один; возникают без внешнего повода, без выраженного изменения эмоционального состояния, без неодолимого влечения, на «эмоционально холодном фоне» (часто при наличии у несовершеннолетнего психического заболевания).

  • Ребёнок избегает разговоров на субъективно сложные темы. В самовольном уходе он видит выход из сложной для него ситуации, часто не говоря об этом взрослым, опасаясь их реакции.
  • У ребёнка наблюдаются изменения в настроении и поведении – он становится замкнутым, мнительным и боязливым без явных на то причин. Может говорить о своём  одиночестве.
  • Ребёнок не может объяснить причины своей изоляции. Импульсивное, непреодолимое стремление уйти мешает понять причины самовольного ухода как самому ребёнку, так и окружающим людям.
  • Ребёнок жалуется на кого-то конкретного из своего окружения, другого ребёнка или взрослого.
  • Ребёнок говорит о том, что ему плохо, и он хочет уйти, обозначает причины своего ухода.
  • Ребёнок избегает людей и ситуации, в которых ему некомфортно.
  • Ребёнок испытывает негативные эмоции (страх, злость, раздражение) вследствие того, что он воспринимает мир как опасное и незащищённое место.
  • Ребёнок испытывает потребность в новых ощущениях, смене обстановки.
  • Ребёнок собирает вещи, просит деньги без объяснения причин, для чего они ему  нужны.
  • Ребёнок испытывает высокое внутреннее напряжение, которое долгое время не находит выхода. Серьёзное, травмирующее событие или длительное негативное воздействие может вызвать у ребёнка сильные отрицательные эмоции, которые «находят выход» через самовольный уход.
  1. Будьте внимательны в отношении каждого ребёнка. Наблюдайте за детьми, их поведением и эмоциональным состоянием.
  2. Проведите анализ эмоционального состояния, актуальных потребностей ребёнка, уровень стресса и состояния защитных механизмов. Постарайтесь определить актуальные  способы и ресурсы,  которые помогают ребёнку справляться с возникающими проблемами и трудностями.
  3. Проанализируйте межличностные отношения в группе. Обеспечьте  ребёнку социальную поддержку внутри коллектива. Помогите детям увидеть ресурсы, которыми они могут поделиться друг с другом.
  4. Помогите ребёнку в развитии коммуникативных навыков. Старайтесь помочь выстроить конструктивные отношения внутри коллектива. Участвуйте в разрешении конфликтов, возникающих между детьми и будьте примером действий в конфликтных ситуациях.
  5. Учите детей распознавать эмоциональные состояния (собственные и других людей). Формируйте у детей навыки уверенного поведения, способы  преодоления негативных эмоций.
  6. При выявлении признаков дезадаптации и эмоционального неблагополучия ребёнка, дефицита ресурсов, отдаленных последствий перенесенных травм, нарушений привязанности проанализируйте ситуацию, окажите своевременную помощь и проведите восстановительную работу.

  7. Старайтесь работать в кооперации с родителями: проведите родительское собрание, тренинг по данной теме. Оказывайте поддержку значимым для ребёнка взрослым.
  8. При необходимости, систематичности уходов «подключайте» к работе с ребёнком других специалистов для проведения совместной работы. 

Ранние самовольные уходы