Назад

Непослушание

Специалистам
Специалистам

Как справиться

Непослушание

НЕПОСЛУШАНИЕ — наиболее распространенная в дошкольном и младшем школьном возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам, советам взрослых, нравственным нормам общественного поведения.

  • ПРИЧИННО ОБУСЛОВЛЕНО
    Непослушание ребёнка всегда говорит о том, что для этого есть причина 
  • ЭМОЦИОНАЛЬНО
    Причина в большинстве случаев не осознаётся ни взрослыми, ни ребёнком
  • ТРЕБУЕТ ПОМОЩИ
    Ребёнок нуждается прежде всего в помощи, а не в критике или наказаниях

Нежелательные формы поведения в той или иной степени периодически демонстрируют все дети. Однако, если непослушание проявляется ДОСТАТОЧНО ЧАСТО, стоит задуматься, что происходит с ребёнком. Детское непослушание негативно отражается на  развитии личности ребёнка: он не умеет вести себя в обществе, не понимает границ разрешенного и запретного. Это может приводить к асоциальному и деструктивному поведению, ребёнок может стать жертвой противоправных действий.

  • Шалость - краткий эпизод в поведении ребёнка, который проявляется в виде веселой проказы, забавы или проделки.  Здесь ярко выражаются активность, инициатива, изобретательность. Для ребенка это игра, слегка переходящая границы дозволенного, при этом  сам он выход за рамки не осознает, не видит возможных последствий для себя и окружающих. Шалость  социально безвредна, отрицательный смысл поступка здесь проступает неявно.
  • Озорство - эпизод в поведении ребёнка с проявлением выдумки, инициативы, активности, при котором он сознательно нарушает установленные правила, умышлено совершает действия, приносящие вред сверстникам или старшим. Цель озорства – досадить, отомстить или получить выгоду для себя.
  • Проступок - планомерное нарушение требований взрослых, если и без умысла, то с осознанием и пониманием того, что это действие плохое. Для проступка характерны выдумка, инициатива, подвижность ребёнка. Важными отличительными особенностями проступка являются повторяемость и заблаговременная продуманность.
  • Появление истерики, баловства, капризности, грубости в поведении.
  • Поиск внимания посредством негативного поведения, нередко вызывающего раздражение у окружающих людей.
  • Отказ выполнять требования взрослых.
  • Появление конфликтов со взрослыми, в том числе из-за отрицательного отношения к ранее выполнявшимся требованиям, повышенной возбудимости.
  • «Отзеркаливание» негативных эмоций окружающих людей.
  • Отсутствие понимания границ разрешённого и запрещённого поведения.
  • Нарушение любых правил, стремление их нарушать.
  • Переживание неблагополучия в какой-то области жизни.
  • Отсутствие правильного представления об обществе.
  • Ребёнок не пользуется общепринятыми нормами поведения в местах пребывания людей.
  • Нежелание прислушиваться к мнениям других людей. Ребёнок часто действует в угоду себе.
  • Проявление отрицательных черт характера: упрямство, негативизм, оппозиционность.
  • Трудности перестройки поведения под требования ситуации вследствие повышенной эмоциональной возбудимости. Ребёнку трудно быстро прекратить непослушное поведение. 

СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ ПРИ НЕПОСЛУШАНИИ

  1. Понаблюдайте за ребёнком. Попробуйте понять причины  непослушания - личностные особенности, внутрисемейная обстановка, травматичные события и т.д. 
  2. Помогите ребёнку научиться анализировать собственное поведение. В этом помогут игровые формы работы, анализ ситуаций, личные истории, собственный опыт.
  3. Учите детей осознавать собственные эмоции и эмоции других людей. Формируйте у детей способности к сопереживанию, сочувствию, доверию к окружающим людям.
  4. Предлагайте понятную систему правил, будьте последовательны в ее использовании. Проговаривайте и комментируйте правила и запреты в спокойной манере. В работе с детьми чаще используйте похвалу, нежели критику. 
  5. Старайтесь быть для детей примером в соблюдении требований и правил.
  6. Развивайте у детей способность к коммуникации, обучайте конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
  7. Обучите ребёнка расслаблению - непослушание бывает следствием внутреннего напряжения.  Используйте игры и упражнения, направленные на снятие напряжения.
  8. В работе с детьми старайтесь дозировать нагрузку, не  допускайте их переутомления.
  9. В работе с родителями непослушных детей добивайтесь единства требований.
  10. При необходимости обратитесь к другим специалистам для оказания помощи ребёнку. 
Непослушание