БУЛЛИНГ/ТРАВЛЯ (ОТ АНГЛ. BULLYING) — вид насилия, когда один человек (или группа) намеренно и неоднократно заставляет другого человека чувствовать себя плохо, и при этом жертве трудно защититься.
- БОЛЬНО
Душевная и (или) телесная боль ребёнка может быть видимой для других или скрытой
- ПРЕДНАМЕРЕННО
Человек (группа) причиняет физическую или психологическую боль ребёнку намеренно
- НЕОДНОКРАТНО
Буллинг – это не случайный одноразовый спор или драка. Вред ребёнку причиняется неоднократно
-
ТРУДНО ЗАЩИТИТЬСЯ
Силы в травле часто бывают не равны. Человек, которого травят, может быть слабее, младше по возрасту, отличаться от других, не иметь друзей в учебном коллективе и т.п.
БУЛЛИНГ — одна из распространенных проблем в детских и подростковых коллективах, которая может порождать деструктивные последствия: распространение и усиление агрессии, снижение успеваемости, повышение количества эмоциональных проблем, увеличение риска суицида среди подростков и молодежи.
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
- Прямой буллинг. Физическая агрессия удары, пинки, щипание, прикосновения сексуального характера и пр.
-
Вербальный (словесный) буллинг - издевательства или запугивания с помощью слов, угрозы, неуважительные комментарии о внешнем виде, религии, инвалидности и т.д.
-
Социальный буллинг/изоляция - жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом, детским коллективом.
-
Косвенный буллинг - распространение слухов и ложной информации о жертве
-
Кибербуллинг - травля в социальных сетях и сети Интернет
В ЧЁМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ (МАРКЕРЫ)
- Потеря интереса к учёбе, ищет причины не посещать учебные занятия, снижается успеваемость. Просит, чтобы после занятий его встречал кто-то из взрослых.
- Перепады в настроении и поведении. Ребёнок кажется замкнутым, одиноким, тревожным, мнительным и боязливым без явных на то причин.
- Ухудшение самочувствия: жалобы на боли в животе, в груди, головную боль, потеря аппетита.
- Жлобы на нарушение сна и ночные кошмары, нежелание ложиться спать по вечерам в сочетании с нежеланием вставать по утрам, общей бессонницей.
- Появление следов насилия: синяков, порезов, царапин, рваной одежды, которые не объясняются естественным образом (не связаны с игрой, случайным падением и т.п.).
- Появление повышенной раздражительности и утомляемости.
- Появление запросов на дополнительные деньги. Человек, который запугивает ребёнка, может заставить жертву добыть для него какие-либо предметы или вещи. Это даёт агрессору «психологическую власть» над человеком, которого он запугивает.
- Изменение целевой группы общения. Подросток отдаёт предпочтение взрослой компании, имеет мало друзей или совсем не имеет их.
- Избегает места и предметы, напоминающих о болезненных событиях, касающихся травли.
- Отказывается разговаривать на «неудобные темы», поскольку агрессор может угрожать усилением атаки в случае обращения за помощью.
ЧТО ДЕЛАТЬ
- Уделите внимание социально-психологическому климату, профилактике травли в каждом учебном коллективе (классе, группе).
- Проведите оценку распространённости травли.
- Сформируйте группу активистов по противодействию травле.
- Введите систему отслеживания инцидентов травли в образовательной организации.
- Обучите весь персонал навыкам, направленным на профилактику и пресечение травли. Установите и поддерживайте правила, профилактики травли.
- Организуйте «дежурство» сотрудников образовательной организации в местах, где происходили (происходят) эпизоды травли или их возникновение более вероятно.
- Вмешивайтесь незамедлительно в ситуации травли. Держите связь с родителями.
- С каждым случаем травли работайте коллегиально, с участием специалистов школьных служб (психолог, медиатор и др.), с привлечением специалистов из других ведомств.
- Создавайте условия для «перевода» свидетелей травли в категории «защитников» или «возможных защитников».
- Уделите внимание формированию у детей уверенность в себе, адекватной самооценки, чувства юмора, сострадания, умений пресекать деструктивное поведение, сказать «нет» негативным влияниям.
- Вовлекайте обучающихся (воспитанников) в конструктивную занятость.
- При возникновении затруднений обращайтесь за помощью к специалистам. Позвоните по телефону доверия.