Назад

Буллинг

Специалистам
Специалистам

Как предотвратить травлю

Буллинг
БУЛЛИНГ/ТРАВЛЯ (ОТ АНГЛ. BULLYING) — вид насилия, когда один человек (или группа) намеренно и неоднократно заставляет другого человека чувствовать себя плохо, и при этом жертве трудно защититься.

  • БОЛЬНО
    Душевная  и (или) телесная боль ребёнка может быть видимой для других или скрытой     
  • ПРЕДНАМЕРЕННО
    Человек  (группа) причиняет физическую или психологическую боль ребёнку намеренно
  • НЕОДНОКРАТНО
    Буллинг – это не случайный одноразовый спор или драка. Вред ребёнку причиняется неоднократно
  • ТРУДНО ЗАЩИТИТЬСЯ
    Силы в травле часто бывают не равны. Человек, которого травят, может быть слабее, младше по возрасту, отличаться от других, не иметь друзей в учебном коллективе и т.п.   

БУЛЛИНГ — одна из распространенных проблем в детских и подростковых коллективах, которая может  порождать деструктивные последствия: распространение  и усиление агрессии, снижение успеваемости, повышение количества эмоциональных проблем,  увеличение риска суицида среди подростков  и молодежи.
  • Прямой буллинг. Физическая агрессия удары, пинки, щипание, прикосновения сексуального характера и пр. 
  • Вербальный (словесный) буллинг издевательства или запугивания с помощью слов, угрозы, неуважительные комментарии о внешнем виде, религии, инвалидности и т.д. 

  • Социальный буллинг/изоляция - жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом, детским коллективом. 

  • Косвенный буллинграспространение слухов и ложной информации о жертве

  • Кибербуллинг травля в социальных сетях и сети Интернет

  • Потеря интереса к учёбе, ищет причины не посещать учебные занятия, снижается успеваемость. Просит, чтобы после занятий его встречал кто-то из взрослых. 
  • Перепады в настроении и поведении. Ребёнок кажется замкнутым, одиноким, тревожным, мнительным и боязливым без явных на то причин. 
  • Ухудшение самочувствия: жалобы  на боли в животе, в груди, головную боль, потеря аппетита.
  • Жлобы на нарушение сна и ночные кошмары, нежелание ложиться спать по вечерам в сочетании с нежеланием вставать по утрам, общей бессонницей.
  • Появление следов насилия: синяков, порезов, царапин, рваной одежды, которые не объясняются естественным образом (не связаны с игрой, случайным падением и т.п.). 
  • Появление повышенной раздражительности и утомляемости.  
  • Появление запросов на дополнительные деньги. Человек, который запугивает ребёнка, может заставить жертву добыть для него какие-либо предметы или вещи. Это даёт агрессору «психологическую власть» над человеком, которого он запугивает. 
  • Изменение целевой группы общения. Подросток отдаёт предпочтение взрослой компании, имеет мало друзей или совсем не имеет их. 
  • Избегает места и предметы, напоминающих о болезненных событиях, касающихся травли.  
  • Отказывается разговаривать на «неудобные темы», поскольку агрессор может угрожать усилением атаки в случае обращения за помощью.
  1. Уделите внимание социально-психологическому климату, профилактике травли в каждом учебном коллективе (классе, группе).
  2. Проведите оценку распространённости травли.
  3. Сформируйте группу активистов по противодействию травле.
  4. Введите систему отслеживания инцидентов травли в образовательной организации.
  5. Обучите весь персонал навыкам, направленным на профилактику и пресечение травли. Установите и поддерживайте правила, профилактики травли. 
  6. Организуйте «дежурство» сотрудников образовательной организации в местах, где происходили (происходят) эпизоды травли или их возникновение более вероятно.
  7. Вмешивайтесь незамедлительно в ситуации травли. Держите связь с родителями. 
  8. С каждым случаем травли работайте коллегиально, с участием специалистов  школьных служб (психолог, медиатор и др.), с привлечением специалистов из других ведомств. 
  9. Создавайте условия для «перевода» свидетелей травли в категории «защитников» или «возможных защитников».
  10. Уделите внимание формированию у детей уверенность в себе, адекватной самооценки, чувства юмора, сострадания, умений пресекать деструктивное поведение, сказать «нет» негативным влияниям. 
  11. Вовлекайте обучающихся (воспитанников) в конструктивную занятость. 
  12. При возникновении затруднений обращайтесь за помощью к специалистам. Позвоните по телефону доверия.

Буллинг