Назад

Кибер-зависимость

Специалистам
Специалистам

Игра или жизнь?

Кибер-зависимость

КИБЕРЗАВИСИМОСТЬ — форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми.

  • ДЕЗАДАПТАЦИЯ
    Частичная или полная утрата способности приспосабливаться к окружающим условиям среды   
  • ИЛЛЮЗИЯ ДОСТИЖЕНИЙ
    Виртуальный герой совершенствуется, получает блага, предусмотренные игрой, у самого игрока в настоящей жизни ничего не меняется
  • ЛОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
    Очевидных угроз для здоровья и благополучия аддикта нет, однако, существуют факторы, которые отрицательно влияют на все системы организма человека, вызывая полный уход от реальности и потерю материальных ценностей

  • Игра как «положительное подкрепление». Человек, продвигаясь по уровням компьютерной игры, получает «подкрепления» — маленькие психологические удовольствия  в результате выигрыша или победы. Возникновение зависимости от игры объясняется тем, что в реальной жизни человек получает гораздо меньше «подкреплений», а в игре он может получать их постоянно.

  • Игра как «наркотик». Игры меняют режим и темп его жизнедеятельности, вызывая неспособность адекватно контролировать внешний мир.

  • Игра как  развлечение. Игра создана другими людьми для того, чтобы отвлекать от размышлений о собственной жизни. Решая игровые задачи, мы забываем о реальности и необходимости «строить» собственную жизнь.

  • При попытке отвлечь игрока от компьютера, он демонстрирует яркое нежелание делать это. 
  • Если ребёнка (подростка) все же удалось отвлечь от компьютера, он становится раздражительным.
  • У аддикта (зависимого человека) отсутствует способность планировать время окончания игры.
  • Подросток тратит фактически все карманные деньги для того, чтобы обновлять программы на компьютере и приобретать все новые и новые игры.
  • Подросток (ребёнок) часто забывает о домашних обязанностях и делах, в том числе об учёбе. 
  • Подросток игнорирует заботу о своём здоровье, нарушается режим питания и сна.
  • Зачастую, с целью того, чтобы поддерживать себя в бодром состоянии, подросток начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами, а приём пищи происходит без отрыва от компьютера.
  • Когда подросток включается в компьютерную игру, он чувствует эмоциональный рост, испытывает ощущение эйфории.
  • Подросток предвкушает и тщательно продумывает своё следующее пребывание в мире компьютерной фантастики, что повышает его настроение и захватывает все помыслы. 
  • Со временем могут возникать нарушения системы пищеварения, болевые ощущения в области позвоночника, лопаток и запястий рук, а постоянное раздражение глаз содействует возникновению головных болей и трудностей со зрением.
  1. Исследование ресурса и дефицита. На этом этапе работы важно выяснить, какой ресурс получает подросток посредством игры, недостаток чего пытается возместить. Исходя из этого, постарайтесь найти аналогичный безопасный способ достижения  ресурсного состояния в реальной жизни.
  2. Исследование адаптивности. На этом этапе работы постарайтесь выяснить, с чем подросток  не справляется. Расспросите, что ему даётся особенно сложно: учеба, общение, управление эмоциями и т.д.
  3. Повышение способности сопротивления ребенка проблемам реальной жизни. Предложите меры, направленные на повышение адаптивности подростка, умения осознавать свои чувства, делиться ими в безопасном кругу, искренность.
  4. Поиск дополнительных ресурсов. Обсудите ситуацию с родителями, обратитесь за помощью к специалистам, если предпринимаемые меры не дают ожидаемых результатов.
  5. С 2022 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признала чрезмерное пристрастие к видеоиграм заболеванием, требующим специального лечения

Кибер-зависимость