СУБКУЛЬТУРА (лат. sub «под» + cultura «культура») - часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами.
МАРГИНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА - совокупность локальных культур (субкультур), базисные принципы которых оцениваются как чуждые или враждебные по отношению к доминирующей культуре.
- ЗАМЕТНО
Представители субкультур стремятся подчеркнуть свою принадлежность к определенному течению
- ВРЕМЕННО
В большинстве случаев увлечение субкультурой – временное явление, характерное для подросткового и юношеского возраста
- ОПАСНО
Участие в субкультурах может представлять реальную опасность для подростка и окружающих людей
- РАСПРОСТРАНЕННО
Участие подростка в субкультурном движении – распространённое явление
Участие в асоциальных и антисоциальных маргинальных субкультурах способствует формированию антисоциальных взглядов и асоциального образа жизни, нарушению общественных норм, что ведёт к деструктивным последствиям – росту агрессии, направленной вовне и на себя (самоповреждения, суицидальное поведение), деформациям личности, вовлечению в противоправную деятельность.
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
-
Просоциальные объединения, в их состав входят социально активные люди с позитивной направленностью деятельности
-
Асоциальные объединения, в их состав входят социально пассивные люди, деятельность которых достаточно нейтральна по отношению к социальным процессам (музыкальные группы, спортивные фанаты). в идеологии субкультур данного направления присутствует критика каких-либо устоев общества, но это противостояние не носит крайнего характера.
-
Антисоциальные объединения, в их состав входят люди, подвергающие критике общественные порядки и устои, стремящиеся к их сокрушению (радикальные и криминальные группировки). их деятельность носит экстремистский характер, представляет явную угрозу для общества и государства.
В ЧЁМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ (МАРКЕРЫ)
ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЁНОК СТАЛ ЧЛЕНОМ МАРГИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
- Снижение успеваемости по отдельным. Ребёнок говорит о том, что учеба стала для него не важна, потеряла ценность и смысл, а нахождение в образовательной организации стало не интересно.
- Появление пропусков учебных занятий без уважительной причины.
- Появление перепадов настроения, фон настроения чаще понижен.
- Проявления раздражительности, боязни, страхов или бравады.
- Потеря аппетита, нарушения сна (бессонница или повышенная сонливость).
- Снижение внимания, трудности в сосредоточении и концентрации внимания.
- Нежелание заниматься чем-то, отказ от привычных, любимых занятий и интересов.
- Проявление желания скрывать что-то от взрослых. Ребёнок может отказываться от общения с родителями, учителями, другими взрослыми, проводит меньше времени в их кругу.
- Появление на кожных покровах ребёнка странных рисунков, надписей, татуировок.
- Изменение во внешности ребёнка (прически, цвета волос, макияжа).
- Изменение предпочтений в одежде, появление в одежде символики маргинальной организации.
- Появление в разговорной речи жаргона, непонятных слов и выражений.
- Появление у ребёнка интереса к фильмам, сериалам, музыке направленностью той или иной субкультуры, деструктивной информации.
- Изменение круга общения. Ребёнок меньше времени проводит в привычной среде. Чаще контактирует с лицами маргинальной направленности, проводит с ними большую часть времени.
- Проявление повышенного интереса к деструктивному контенту маргинальной субкультуры в сети Интернет, в социальных сетях.
ЧТО ДЕЛАТЬ
- Искренне интересуйтесь жизнью ребёнка, кругом его общения, увлечениями.
- Будьте неравнодушны к переживаниям ребёнка, говорите с ним много и честно. В ходе общения принимайте эмоции и чувства, избегайте оценочных суждений и критики.
- Проявляйте готовность поддержать ребёнка в любых трудных для него ситуациях. Родительская любовь, защита, уважение – важная основа благополучия детей.
- Будьте для ребёнка примером для подражания.
- Воспитывайте у ребёнка жизнестойкость, здоровые личностные установки, уверенность в себе, умения противостоять внешним негативным влияниям, отстаивать личные границы и свое мнение без агрессии, управлять эмоциями, стрессоустойчивость.
- Развивайте у ребёнка умение принимать решения самостоятельно. Советуйтесь с ним, спрашивайте его мнение по тому или иному вопросу, предоставляйте право решения. Учите видеть последствия решений, воспитывайте ответственность за выборы и принятые решения.
- Если вы замечаете, что ваш ребёнок стал проводить время с друзьями, которые кажутся вам асоциальными, поговорите об этом с ним. Узнайте, что его привлекает в этой компании, какие смыслы он там видит, какие ценности считает важными. Получив ответ, вы сможете предложить альтернативу.
- Обратите внимание на длительность и качество времяпровождения ребёнка в сети Интернет. Ненавязчиво понаблюдайте, в каких группах в социальных сетях он зарегистрирован, какая информация вызывает у него интерес. Если вы заметили, что ваш ребёнок зарегистрирован в запрещённых группах или сообществах, необходимо сразу подать заявку в Роскомнадзор для блокирования данных групп.
- Постарайтесь обеспечить условия для конструктивной занятости ребёнка, обеспечьте ему содержательный досуг.
- В ситуациях затруднений обратитесь к специалистам - педагогу-психологу, социальному педагогу. Позвоните по телефону доверия.