Назад

Вступление в маргинальные субкультуры

Родителям
Родителям

Как понять, что ребёнок вовлекся и что делать

Вступление в маргинальные субкультуры
СУБКУЛЬТУРА (лат. sub «под» + cultura «культура») - часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами.

МАРГИНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА - совокупность локальных культур (субкультур), базисные принципы которых оцениваются как чуждые или враждебные по отношению к доминирующей культуре.

  • ЗАМЕТНО
    Представители субкультур стремятся подчеркнуть свою принадлежность к определенному течению        
  • ВРЕМЕННО
    В большинстве случаев увлечение субкультурой – временное явление, характерное для подросткового и юношеского возраста 
  • ОПАСНО
    Участие в субкультурах может представлять реальную опасность для подростка и окружающих людей
  • РАСПРОСТРАНЕННО
    Участие подростка в субкультурном движении – распространённое явление

Участие в асоциальных и антисоциальных маргинальных субкультурах способствует формированию антисоциальных взглядов и асоциального образа жизни, нарушению общественных норм, что ведёт к деструктивным последствиям – росту агрессии, направленной вовне и на себя (самоповреждения, суицидальное поведение), деформациям личности, вовлечению в противоправную деятельность.
  • Просоциальные объединенияв их состав входят социально активные люди с позитивной направленностью деятельности

  • Асоциальные объединенияв их состав входят социально пассивные люди, деятельность которых достаточно нейтральна по отношению к социальным процессам (музыкальные группы, спортивные фанаты). в идеологии субкультур данного направления присутствует критика каких-либо устоев общества, но это противостояние не носит крайнего характера. 

  • Антисоциальные объединения, в их состав входят люди, подвергающие критике общественные порядки и устои, стремящиеся к их сокрушению (радикальные и криминальные группировки). их деятельность носит экстремистский характер, представляет явную угрозу для общества и государства.

ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЁНОК СТАЛ ЧЛЕНОМ МАРГИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

  • Снижение успеваемости по отдельным. Ребёнок говорит о том, что учеба стала для него не важна, потеряла ценность и смысл, а нахождение в образовательной организации стало не интересно.
  • Появление пропусков учебных занятий  без уважительной причины.
  • Появление перепадов настроения, фон настроения чаще понижен.  
  • Проявления раздражительности, боязни, страхов или  бравады.
  • Потеря аппетита, нарушения сна (бессонница или повышенная сонливость).
  • Снижение внимания, трудности в сосредоточении и концентрации внимания.
  • Нежелание заниматься чем-то, отказ от привычных, любимых  занятий и интересов.
  • Проявление желания скрывать что-то от взрослых. Ребёнок может отказываться от общения с родителями, учителями, другими взрослыми, проводит меньше времени в их кругу.
  • Появление на кожных покровах ребёнка странных рисунков, надписей, татуировок.
  • Изменение во внешности ребёнка  (прически, цвета волос, макияжа).
  • Изменение предпочтений в одежде, появление в одежде символики маргинальной организации.
  • Появление в разговорной речи жаргона, непонятных слов и выражений.
  • Появление у ребёнка интереса к фильмам, сериалам, музыке направленностью той или иной субкультуры, деструктивной информации.
  • Изменение круга общения. Ребёнок меньше времени проводит в привычной среде. Чаще контактирует с лицами маргинальной направленности, проводит с ними большую часть времени.
  • Проявление повышенного интереса к деструктивному контенту маргинальной субкультуры в сети Интернет, в социальных сетях.
  1. Искренне интересуйтесь жизнью ребёнка,  кругом его общения,  увлечениями.
  2. Будьте неравнодушны к переживаниям ребёнка, говорите с ним много и честно. В ходе общения принимайте эмоции и чувства, избегайте оценочных суждений и критики.
  3. Проявляйте готовность поддержать ребёнка в любых трудных для него ситуациях. Родительская любовь, защита, уважение – важная основа благополучия детей.
  4. Будьте для ребёнка примером для подражания.
  5. Воспитывайте у ребёнка жизнестойкость, здоровые личностные установки, уверенность в себе, умения противостоять внешним негативным влияниям, отстаивать личные границы и свое мнение без агрессии, управлять эмоциями, стрессоустойчивость.
  6. Развивайте у ребёнка умение принимать решения самостоятельно. Советуйтесь с ним, спрашивайте его мнение по тому или иному вопросу, предоставляйте право решения.  Учите видеть последствия решений, воспитывайте ответственность за выборы и принятые решения. 
  7. Если вы замечаете, что ваш ребёнок стал проводить время с друзьями, которые кажутся вам асоциальными, поговорите об этом с ним. Узнайте, что его привлекает в этой компании, какие смыслы он там видит, какие ценности считает важными. Получив ответ, вы сможете предложить альтернативу.
  8. Обратите внимание на длительность и качество времяпровождения ребёнка в сети Интернет. Ненавязчиво понаблюдайте, в каких группах в социальных сетях он зарегистрирован, какая информация вызывает у него интерес. Если вы заметили, что ваш ребёнок зарегистрирован в запрещённых группах или сообществах, необходимо сразу подать заявку в Роскомнадзор для блокирования данных групп.

  9. Постарайтесь обеспечить условия для конструктивной занятости ребёнка, обеспечьте ему содержательный досуг.
  10. В ситуациях затруднений обратитесь к специалистам - педагогу-психологу, социальному педагогу.   Позвоните по телефону доверия. 

Вступление в маргинальные субкультуры