Назад

Уходы, бродяжничество, попрошайничество

Родителям
Родителям

Как предотвратить и что делать, если это случилось

Уходы, бродяжничество, попрошайничество

САМОВОЛЬНЫЕ УХОДЫ - добровольное, самовольное оставление дома, образовательной организации, безвестное отсутствие несовершеннолетнего в течение некоторого времени с момента факта его отсутствия или с момента наступления времени, условленного для возвращения.

БРОДЯЖНИЧЕСТВО - систематическое перемещение лица в течение длительного времени из одной местности в другую либо в пределах одной местности с существованием на нетрудовые доходы.

ПОПРОШАЙНИЧЕСТВО - активное прошение у прохожих людей денег и других материальных ценностей, являющееся для просящего основным средством дохода. Часто сочетается с бродяжничеством.

  • БОЛЕЗНЕННО
    Душевная или боль, конфликт, ощущение сильного дискомфорта могут служить причинами ухода ребёнка  из дома, образовательной организации        
  • НЕПОСИЛЬНО
    Ребёнок не может самостоятельно справиться
    с ситуацией в силу недостатка опыта, отсутствия помощи и поддержки взрослых   
  • НАМЕРЕННО
    Ребёнок уходит с целью выхода из ситуации, которую ему сложно самостоятельно пережить
  • ОПАСНО
    Уход из дома – риск для жизни и здоровья, риск вовлечения в противоправную деятельность

ЖЕЛАНИЕ УЙТИ ИЗ ДОМА, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - распространенное явление среди детей и подростков, связанное с взрослением. Частые самовольные уходы из дома, образовательной организации требуют внимательного отношения взрослых. Каждый уход - сигнал о том, что ребёнок нуждается в помощи. Самовольные уходы могут порождать деструктивные последствия: безответственность, привычки бродяжничать и попрошайничать, лгать и воровать, вовлеченность в деятельность маргинальных субкультур, противоправную деятельность. Ребёнок может стать жертвой противоправных действий.
ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК ХОЧЕТ УЙТИ

  • Высказывания ребенка о желании уйти из дома, образовательной организации.
  • Снижение успеваемости.
  • Снижение посещаемости учебных занятий, занятий в секциях, студиях, кружках по неуважительным причинам.
  • Частая смена настроения и поведение. Ребёнок может замыкаться в себе, чувствовать себя одиноким, тревожиться, испытывать боязнь, страх.
  • Острые реакции на слова и действия других людей. Не всегда может объяснить причины своих действий.
  • Раздражительность. Ребенок часто бывает раздражительным, долго не может справиться со своим состоянием.
  • Отчужденность, одиночество. Ребенок часто говорит о том, что он никому не нужен, отвергнут, что его никто не слышит, не понимает.
  • Избегание разговоров со взрослыми на некоторые темы.
  • Потребность доказывать собственное мнение, позицию в диалогах со взрослыми.
  • Признаки физического насилия (синяки, ссадины, кровоподтеки и др.).
  • «Не находит себе места» при появлении в доме новых членов семьи (отчима, мачехи, братьев, сестер, других родственников).
  • Сбор одежды, вещей, продуктов, денег без объяснения причин.
  • Постоянное времяпровождение на улице, в среде незнакомых и малознакомых людей.
  • Одиночество в учебном коллективе. Ребёнок часто говорит о том, что его не принимают в классе, группе. Может быть жертвой травли со стороны одноклассников.
  • Появление у ребенка знакомых маргинального круга.
  1. Постарайтесь отрегулировать учебную и дополнительную нагрузку ребенка, оставляя время для прогулок во дворе, отдыха, «переключения»  на другие виды занятости.
  2. При наличии жалоб на поведение ребенка выясните наличие фактов, мотивы поступков. Решение о поощрении, наказании принимайте, выяснив позицию ребёнка .
  3. Стимулируйте увлечения и занятия детей, связанные с разумным риском, «драйвом»  (спортивные соревнования, походы, игры, походы). Это полезно для снижения внутреннего напряжения, преодоления страхов, переживания новых ощущений, понимания своих границ и возможностей. 
  4. Постарайтесь обучить ребенка ведению диалога – выслушивать и слышать мнение другой стороны, не переходить на оценки и эмоции, четко высказывать свою позицию и обосновывать ее. 
  5. Не допускайте физических наказаний, жестокости, агрессии. Не наказывайте ребенка «для профилактики». Насилие не является проявлением любви.  
  6. При возникновении сложных переживаний у ребёнка - неразделённая любовь, переезд, развод и другие постарайтесь обеспечить защиту, безопасность,  поддержите ребёнка.  
  7. Помогайте  ребёнку ставить новые цели, связанные с исполнением его желаний. Вознаграждайте за результаты и продвижения. 
  8. Развивайте сильные стороны ребенка: уверенность в себе, положительное отношение, принятие своих качеств, стойкость негативным влияниям, независимое поведение в сложных ситуациях. 
  9. Старайтесь владеть информацией о местонахождении ребенка в течение дня. Не разрешайте детям находиться без присмотра взрослых после 22.00. Обращайте внимание на окружение своих детей, их контакты с друзьями и знакомыми, знайте адреса и телефоны ближайшего круга общения ребенка.
  10. В случае самовольного ухода ребенка сообщите классному руководителю, в полицию.
  11. При возникновении затруднений обратитесь за помощью к специалистам  - психологу, неврологу, психиатру.  

Уходы, бродяжничество, попрошайничество