ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УВЛЕЧЕНИЯ (руфинг, диггерство, сталкеринг) —посещение высотных объектов: многоэтажных жилых домов, небоскрёбов, радиовышек, труб и т.п., искусственных подземных сооружений: бомбоубежищ, закрытых станций метро и т.п., бункеров и т.п., заброшенных объектов и мест: недостроенных зданий, военных складов, промышленных предприятий и т.п.
- ОПАСНО
Подросток подвергает себя опасности травмироваться, получить увечья, погибнуть
- ПРОТИВОПРАВНО
Увлечение руфингом, диггерством, сталкерингом может повлечь административную и уголовную ответственность
- НЕОПРАВДАННО
Подросток рискует своей жизнью ради признания, одобрения со стороны сверстников, необычного «селфи» или кратковременного удовольствия
РУФИНГ, ДИГГЕРСТВО, СТАЛКЕРИНГ - формы рискованного поведения подростков и молодёжи, связанные с объектами повышенной опасности - посещением высотных, подземных и заброшенных объектов. Экстремальные увлечения могут стать причиной травм, увечий и гибели, привести к определённым личностным искажениям. Рискованное поведение закрепляется, становится «нормой». У подростков и молодых людей, имеющих опасные увлечения, есть риск формирования девиантного поведения.
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
- Руфинг (от англ. roofing, т. е. посещение крыш домов) — посещение высотных объектов: многоэтажных жилых домов, небоскрёбов, радиовышек, труб и т.п. экстремальный руфинг — восхождение на крыши с использованием пожарных лестниц, водосточных труб, уступов и т. д. с целью покорения нестандартной или закрытой для посещения крыши.
- Арт-руфинг — посещение высотных объектов с целью проведения творческих мероприятий: поэтических, концертных, создания объектов в стиле стрит-арт и т.д.
- Диггерство (от англ. digger — копатель) — непрофессиональное исследование искусственных подземных сооружений (бомбоубежищ, закрытых станций метро, бункеров и т.п.).
- Сталкеринг (сталкерство) — посещение покинутых (заброшенных) объектов и мест: оставленных жилых домов, недостроенных зданий, военных складов, закрытых объектов, промышленных предприятий, заброшенных районов и городов (городов-призраков).
В ЧЁМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ (МАРКЕРЫ)
ПРИЗНАКИ ЗАНЯТИЙ РУФИНГОМ, ДИГГЕРСТВОМ ИЛИ СТАЛКЕРИНГОМ
- Избегает обсуждения своего досуга или, напротив, бравирует перед сверстниками и взрослыми людьми своими увлечениями.
- Участвует в группах и форумах, посвященных зацепингу, или объектам, интересующим представителей экстремальных групп.
- Размещает на страницах в социальных сетях фотографии и видео (не обязательно свои), сделанных на крышах поездов и т.п.
- Использует сленг («залаз», «сходинг», «заброс» и т.п.).
- Имеет следы нетипичных загрязнений на одежде (например, чёрных следов сажи), специфического запаха (запаха «железной дороги»).
- Наличие в гардеробе спецовки и токонепробиваемых ботинок на прорезиненной подошве, маски (для защиты лица от ветра и холода).
- Имеет специальные инструменты (резиновые или строительные перчатки, разводной ключ, ремни для самостраховки, карабины, шестигранники и т.п.), экшен-камера.
- Имеет ссадины, ушибы, травмы.
ЧТО ДЕЛАТЬ
ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ ПРИЗНАКИ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УВЛЕЧЕНИЙ
- Установите с ребёнком доверительные отношения.
- Побеседуйте с ребёнком на темы, связанные с его друзьями, знакомыми, их совместным времяпровождением.
- Проведите мониторинг социальных сетей ребёнка, его одноклассников и друзей.
- Поговорите с классным руководителем ребёнка и поделитесь своими опасениями.
- Предложите ребёнку выбрать спортивную секцию, кружок с учетом его потребностей и пожеланий.
- Организуйте регулярное активное совместное времяпровождение с ребёнком - участие в спортивных мероприятиях, активный отдых, спорт, туризм.
- Поддержите активность, поощрите самостоятельность, инициативу ребёнка.
ЕСЛИ ВЫ ЗНАЕТЕ ОБ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УВЛЕЧЕНИЯХ
- Поговорите с ребёнком, чтобы понять мотивы его экстремального увлечения и оценить степень угрозы для его жизни и здоровья.
- Обсудите реальные опасности и возможные последствия экстремального увлечения.
- Предложите ребёнку «здоровую альтернативу» - экстремальные виды спорта (скалолазание, парашютный спорт, виндсёрфинг, мотоспорт и т.п.).
- При необходимости обратитесь к специалистам (школьному психологу, другим).
- В трудных и затяжных ситуациях позвоните по телефону доверия.