ШКОЛЬНЫЕ ПРОГУЛЫ — умышленный пропуск уроков в школе без уважительной причины.
- ПРЕДНАМЕРЕННО
Ребёнок умышленно пропускает занятия
- ЭМОЦИОНАЛЬНО
Ребёнок испытывает негативные эмоции в отношении учебных занятий (чувство тревоги, беспокойство, страх, стресс или чувство скуки)
- ПРОБЛЕМНО
Часто причинами школьных прогулов выступают конфликты со сверстниками и учителями, боязнь показаться смешным и неловким, насмешки со стороны одноклассников. На фоне школьных прогулов возникают проблемы с успеваемостью по учебным предметам
- БЕСКОНТРОЛЬНО
Прогуливая уроки, ребёнок находится без присмотра и контроля со стороны взрослых, что может иметь для него негативные последствия
Пропуски уроков в начальных классах могут быть признаком повышенного Чувства Тревоги, СВЯЗАННОго С переходом от дошкольного этапа к Школьному, трудностями адаптации к условиям ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ.
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ дети часто пропускают уроки по обстоятельствам и причинам, которые находятся в зоне ответственности родителей, а не самого ребёнка. В случае пропусков учебных занятий без уважительной причины у детей формируются искажённые представления о процессе учебной деятельности, вредные привычки, лень, развивается безответственность, усиливается склонность к откладыванию важных и неприятных дел. В таких условиях у детей не формируется ключевое жизненно важное качество - самостоятельность.
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
-
Единичные - ученик может пропустить 1—2 урока или учебный день в течение месяца
-
Хронологические (систематические) - регулярные длительные пропуски учебных занятий
В ЧЁМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ (МАРКЕРЫ)
- Высказывает негативные мысли об учёбе, школе, учителях и одноклассниках (однокурсниках).
- Не хочет выполнять домашние задания, откладывает их выполнение на более позднее время (до вечера, на следующий день) или вообще отказывается их выполнять
- Ищет предлог, чтобы остаться дома или уйти с учебных занятий: говорит о недосыпе, жалуется на головные боли, плохое самочувствие
- Болеет из-за сильных переживаний, которые связаны с посещением школы
- Отказывается обсуждать школьные дела, негативно реагирует на вопросы об успеваемости и событиях школьной жизни
- Проявляет безразличие к своему внешнему виду перед началом учебного дня
- Пребывает в плохом настроении, часто выглядит подавленным
- Становится закрытым, не хочет обсуждать проблемы и трудности, с которыми он сталкивается в образовательной организации
- Осваивает учебный материал с затруднениями, наблюдается снижение успеваемости
ЧТО ДЕЛАТЬ
- Установите контакт с ребёнком, проведите доверительный разговор. Выясните причины, которые провоцируют прогулы. Важно научиться слушать ребёнка и слышать его проблемы, потребности, какими бы простыми и наивными они не казались.
- Поговорите с администрацией школы, учителями о сложившейся ситуации и попробуйте прояснить причины прогулов. Беседа должна быть конструктивной, без взаимных претензий и критики. Её цель - увидеть ситуацию с другой стороны, найти совместное решение.
- Если у ребёнка проблемы с одноклассниками или преподавателями, нужно поддержать и предложить помощь в разрешении конфликта, при реальной потребности можно рассмотреть перевод в другой класс или школу.
- Если ребёнок перегружен, пересмотрите его распорядок дня.
- Если школьнику скучно на уроках или он с трудом успевает за ритмом урока, можно записаться на дополнительные занятия, оказать личную помощь в освоении предмета.
- Если проблема в неуверенности и страхах ребёнка – для повышения самооценки предложите ему записаться в кружок, секцию, уделите внимание совместному семейному досугу.
- Если причины прогулов вызваны внутрисемейным фоном, прогулы могут рассматриваться как протест. Необходимо создать максимально комфортную домашнюю атмосферу.
- Если причины прогулов в том, что ребёнок большое количество времени занят, другими не связанными со школьными делами занятиями, необходимо помочь ему в самоорганизации - построении чёткого графика дел, где на увлечение выделен ограниченный промежуток времени, при условии выполнения других обязанностей.
- Если в окружении ребёнка присутствует человек, который подталкивает его к пропуску занятий, то общение с ним должно быть ограничено.
- Если причина прогулов не ясна, и у вас не получается выявить её самостоятельно, обратитесь за помощью к специалистам (школьному психологу, социальному педагогу, классному руководителю, другим специалистам). Позвоните на телефон доверия.