Самовольный уход — тайное или явное, добровольное оставление дома или организации ребёнком. Его безвестное отсутствие в течение одного часа с момента обнаружения данного факта или с момента наступления времени, условленного для возвращения.
- ОПАСНО
Ребенок оказывается без присмотра и без защиты взрослых
- ЧАСТО НЕОСОЗНАННО
Уходы ребёнка часто совершаются из любознательности, носят импульсивный характер, могут быть следствием слабой ориентировки во времени и недостаточного самоконтроля
- СТИХИЙНО
Ребёнок может уйти под влиянием эмоций и внутренних побуждений
- НЕПРЕДСКАЗУЕМО
Непредсказуемость последствий
самовольный уход РЕБЁНКА из дома или учреждения является самой распространённой причиной совершения правонарушений несовершеннолетними или в отношении них.
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
-
Мотивированные уходы - возникают как реакция на острую стрессовую ситуацию, обусловлены психологически понятными причинами и связаны с ситуацией, в которой оказался ребёнок.
-
Немотивированные уходы (без понятных мотивов) -
возникают вследствие болезненно-пониженным настроением, негативными эмоциональными состояниями: раздражительность, озлобленность, скука, появлением острого стремления к освобождению от стесняющего режима, к перемене обстановки; •возникают вследствие повышенной импульсивности, когда стремление к уходу непреодолимо и реализуется вне зависимости от ситуации. В этом случае ребёнок часто уходит один; возникают без внешнего повода, без выраженного изменения эмоционального состояния, без неодолимого влечения, на «эмоционально холодном фоне» (часто при наличии у несовершеннолетнего психического заболевания).
В ЧЁМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ (МАРКЕРЫ)
- Ребёнок избегает разговоров на субъективно сложные темы. В самовольном уходе он видит выход из сложной для него ситуации, часто не говоря об этом взрослым, опасаясь их реакции.
- У ребёнка наблюдаются изменения в настроении и поведении – он становится замкнутым, мнительным и боязливым без явных на то причин. Может говорить о своём одиночестве.
- Ребёнок не может объяснить причины своей изоляции. Импульсивное, непреодолимое стремление уйти мешает понять причины самовольного ухода как самому ребёнку, так и окружающим людям.
- Ребёнок жалуется на кого-то конкретного из своего окружения, другого ребёнка или взрослого.
- Ребёнок говорит о том, что ему плохо, и он хочет уйти, обозначает причины своего ухода.
- Ребёнок избегает людей и ситуации, в которых ему некомфортно.
- Ребёнок испытывает негативные эмоции (страх, злость, раздражение) вследствие того, что он воспринимает мир как опасное и незащищённое место.
- Ребёнок испытывает потребность в новых ощущениях, смене обстановки.
- Ребёнок собирает вещи, просит деньги без объяснения причин, для чего они ему нужны.
- Ребёнок испытывает высокое внутреннее напряжение, которое долгое время не находит выхода. Серьёзное, травмирующее событие или длительное негативное воздействие может вызвать у ребёнка сильные отрицательные эмоции, которые «находят выход» через самовольный уход.
ЧТО ДЕЛАТЬ
- Будьте внимательны к своему ребёнку, наблюдайте за его состояниями и поведением. Поддерживайте, давайте понять и почувствовать, насколько он вам дорог.
- Осуществляйте контроль за времяпрепровождением ребёнка. Старайтесь проявлять заботу, не ставя ребёнка в жёсткие рамки. Объясните, что для вас важны его безопасность и защищенность.
- Организуйте свободное время ребёнка. Создайте условия для расширения его кругозора и удовлетворения любознательности через исследование себя, разных сторон жизни, мира, природы. Планируйте с детьми совместный досуг, мероприятия и игры.
- Стимулируйте ребёнка к участию в спортивных соревнованиях, походах, подвижных играх и мероприятиях, которые позволяют ему переживать радостное напряжение разумного риска, преодолевать собственный страх, избавляться от накопившегося напряжения.
- Старайтесь создать условия, при которых ребёнок должен научиться добиваться осуществления своих желаний, совершать какую-то работу для получения результата. Научите ребёнка ставить большие и маленькие цели, определять задачи, которые нужно решить для их достижения. Покажите ребёнку, как «маленькими шагами» приходить к желаемым результатам.
- Уделите внимание развитию у ребёнка уверенности в себе и своих силах, умения общаться с людьми. Учите ребёнка говорить «нет» людям, побуждающим совершить самовольный уход.
- Особое внимание уделите развитию у ребёнка ответственного поведения. Моделируйте условия и ситуации, требующие проявления ответственности (выполнение поручений, доведение начатого дела до конца, забота о людях, уход за животными, принятие решений).
- Научите ребёнка распознавать эмоциональные состояния (собственные и других людей).
- Старайтесь привить ребёнку привычку анализировать своё поведение и поведение других людей на примерах и историях из книг, фильмов. Это позволит ребёнку лучше понимать себя и действовать осознанно.
- В случае затруднений, в ситуации систематических уходов обратитесь к специалистам (школьному психологу, детскому врачу), позвоните по телефону доверия.