Назад

Ранние самовольные уходы

Родителям
Родителям

Как предотвратить

Ранние самовольные уходы
Самовольный уход тайное или явное,  добровольное оставление дома или организации ребёнком. Его безвестное отсутствие в течение одного часа с момента обнаружения данного факта или с момента наступления времени, условленного для возвращения.

  • ОПАСНО
    Ребенок оказывается без присмотра и без защиты взрослых   
  • ЧАСТО НЕОСОЗНАННО
    Уходы  ребёнка часто совершаются из любознательности,  носят импульсивный характер, могут быть следствием слабой ориентировки во времени и недостаточного самоконтроля
  • СТИХИЙНО
    Ребёнок может уйти под влиянием эмоций и внутренних побуждений
  • НЕПРЕДСКАЗУЕМО
    Непредсказуемость последствий

самовольный уход РЕБЁНКА из дома или учреждения является самой распространённой причиной совершения правонарушений несовершеннолетними или в отношении них.
  • Мотивированные уходы - возникают как реакция на острую стрессовую ситуацию, обусловлены психологически понятными причинами и связаны с ситуацией, в которой оказался ребёнок.

  • Немотивированные уходы (без понятных мотивов) - 
    возникают  вследствие болезненно-пониженным настроением, негативными эмоциональными состояниями: раздражительность, озлобленность, скука, появлением острого стремления к освобождению от стесняющего режима, к перемене обстановки; •возникают  вследствие повышенной импульсивности, когда стремление к уходу непреодолимо и реализуется вне зависимости от ситуации. В этом  случае ребёнок часто уходит один; возникают без внешнего повода, без выраженного изменения эмоционального состояния, без неодолимого влечения, на «эмоционально холодном фоне» (часто при наличии у несовершеннолетнего психического заболевания).

  • Ребёнок избегает разговоров на субъективно сложные темы. В самовольном уходе он видит выход из сложной для него ситуации, часто не говоря об этом взрослым, опасаясь их реакции.
  • У ребёнка наблюдаются изменения в настроении и поведении – он становится замкнутым, мнительным и боязливым без явных на то причин. Может говорить о своём  одиночестве.
  • Ребёнок не может объяснить причины своей изоляции. Импульсивное, непреодолимое стремление уйти мешает понять причины самовольного ухода как самому ребёнку, так и окружающим людям.
  • Ребёнок жалуется на кого-то конкретного из своего окружения, другого ребёнка или взрослого.
  • Ребёнок говорит о том, что ему плохо, и он хочет уйти, обозначает причины своего ухода.
  • Ребёнок избегает людей и ситуации, в которых ему некомфортно.
  • Ребёнок испытывает негативные эмоции (страх, злость, раздражение) вследствие того, что он воспринимает мир как опасное и незащищённое место.
  • Ребёнок испытывает потребность в новых ощущениях, смене обстановки.
  • Ребёнок собирает вещи, просит деньги без объяснения причин, для чего они ему  нужны.
  • Ребёнок испытывает высокое внутреннее напряжение, которое долгое время не находит выхода. Серьёзное, травмирующее событие или длительное негативное воздействие может вызвать у ребёнка сильные отрицательные эмоции, которые «находят выход» через самовольный уход.
  1. Будьте внимательны к своему ребёнку, наблюдайте за его состояниями и поведением. Поддерживайте, давайте понять и почувствовать, насколько он вам дорог.
  2. Осуществляйте контроль за времяпрепровождением ребёнка. Старайтесь проявлять заботу, не ставя ребёнка в жёсткие рамки. Объясните, что для вас важны его безопасность и защищенность.
  3. Организуйте свободное время ребёнка. Создайте условия для расширения его кругозора и удовлетворения любознательности через исследование себя, разных сторон жизни, мира, природы. Планируйте с детьми совместный досуг, мероприятия и игры.

  4. Стимулируйте ребёнка к участию в спортивных соревнованиях, походах, подвижных играх и  мероприятиях, которые позволяют ему переживать радостное напряжение разумного риска, преодолевать собственный страх, избавляться от накопившегося напряжения.
  5. Старайтесь создать условия, при которых ребёнок должен научиться добиваться осуществления своих желаний, совершать какую-то работу для получения результата. Научите ребёнка ставить большие и маленькие цели, определять задачи, которые нужно решить для их достижения. Покажите ребёнку, как «маленькими шагами»  приходить к желаемым результатам.
  6. Уделите внимание развитию у ребёнка уверенности в себе и своих силах, умения общаться с людьми. Учите ребёнка  говорить «нет» людям, побуждающим совершить самовольный уход.
  7. Особое внимание уделите развитию у ребёнка ответственного поведения. Моделируйте условия и ситуации, требующие проявления ответственности (выполнение поручений, доведение начатого дела до конца, забота о людях, уход за животными, принятие решений).
  8. Научите ребёнка распознавать эмоциональные состояния (собственные и других людей).
  9. Старайтесь привить ребёнку привычку анализировать своё  поведение и поведение других людей на примерах и историях из книг, фильмов. Это позволит ребёнку лучше понимать себя и действовать осознанно.

  10. В случае затруднений, в ситуации систематических уходов обратитесь к специалистам (школьному психологу, детскому врачу),  позвоните по телефону доверия.   

Ранние самовольные уходы