НЕПОСЛУШАНИЕ — наиболее распространённая в дошкольном и младшем школьном возрасте форма сопротивления ребёнка требованиям, просьбам, советам взрослых, нравственным нормам общественного поведения.
- ПРИЧИННО ОБУСЛОВЛЕНО
Непослушание ребёнка всегда говорит о том, что для этого есть причина
- ЭМОЦИОНАЛЬНО
Причина в большинстве случаев не осознается ни взрослыми, ни ребёнком
- ТРЕБУЕТ ПОМОЩИ
Ребёнок нуждается прежде всего в помощи, а не в критике или наказаниях
Нежелательные формы поведения в той или иной степени периодически демонстрируют все дети. Однако, если непослушание проявляется ДОСТАТОЧНО ЧАСТО, стоит задуматься, что происходит с ребёнком. Детское непослушание негативно отражается на развитии личности ребёнка: он не умеет вести себя в обществе, не понимает границ дозволенного. Это может приводить к асоциальному и деструктивному поведению, ребёнок может стать жертвой противоправных действий.
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
- Шалость - краткий эпизод в поведении ребёнка, который проявляется в виде весёлой проказы, забавы или проделки. Здесь ярко выражаются активность, инициатива, изобретательность. Для ребенка это игра, слегка переходящая границы дозволенного, при этом сам он выход за рамки не осознаёт, не видит возможных последствий для себя и окружающих. Шалость социально безвредна, отрицательный смысл поступка проступает неявно.
- Озорство - эпизод в поведении ребёнка с проявлением выдумки, инициативы, активности, при котором он сознательно нарушает установленные правила, умышлено совершает действия, приносящие вред сверстникам или старшим. Цель озорства – досадить, отомстить или получить выгоду для себя.
- Проступок - планомерное нарушение требований взрослых, если и без умысла, то с осознанием и пониманием того, что это действие плохое. Для проступка характерны: выдумка, инициатива, подвижность ребенка. Важными отличительными особенностями проступка являются повторяемость и заблаговременная продуманность.
ПРОЯВЛЯЕТСЯ (МАРКЕРЫ)
- Появление раздражительности, капризности, баловства. Ребёнок может грубить взрослым.
- Желание обратить на себя внимание негативными способами, вызывающее нередко чувство раздражения у окружающих.
- Ребёнок часто отказывается выполнять требования взрослых.
- Появление конфликтов со взрослыми, в том числе из-за отрицательного отношения к ранее выполнявшимся требованиям взрослых.
- «Отзеркаливание» негативных эмоций окружающих людей.
- Отсутствие чувства границ разрешенного и запретного.
- Переживание неблагополучия в какой-то области жизни.
- Отсутствие правильного представления об обществе, ребёнок не пользуется общепринятыми нормами поведения, нарушает правила поведения.
- Действие в угоду себе без учёта мнения и интересов других людей.
- Появление отрицательных черт характера: упрямство, негативизм, оппозиционность.
- Повышенная эмоциональная возбудимость. Ребёнку бывает трудно самостоятельно быстро прекратить свои действия.
ЧТО ДЕЛАТЬ
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК ПРОЯВЛЯЕТ НЕПОСЛУШАНИЕ
- Постарайтесь быть ребёнку другом . Искренне интересуйтесь его жизнью, разговаривайте о событиях каждого дня. Проявляйте любовь и заботу, уделяйте время. Дайте понять и почувствовать родительскую защиту и поддержку в любых жизненных ситуациях.
- Понаблюдайте за ребёнком. Попытайтесь проанализировать причины его непослушания, устранить негативные влияния, провоцирующие непослушание.
- Создайте в семье «кодекс правил». Научите ребёнка понимать границы дозволенного. Правила и требования к поведению должны соответствовать возрасту и уровню развития ребёнка. Доносите их ребёнку спокойно и последовательно. Старайтесь быть для ребёнка примером в соблюдении правил и требований.
- Научите ребёнка анализировать и контролировать собственное поведение. Для этого он должен научиться понимать, что он сделал хорошо, а что плохо, правильно воспринимать слова «нельзя», «нет», «не надо», «остановись».
- Сформируйте систему поощрений и наказаний. Сделал хорошо — похвалили, нарушил запрет — придётся чем-то пожертвовать. Система наказаний должна быть очень корректной и исходить из принципа благополучия для вашего ребёнка.
- Научитесь справляться с детскими истериками. Необходимо выработать стратегию, как к этому относиться, чтобы предотвратить их в будущем, и каким образом их пресекать.
- Научитесь воспринимать ребёнка как «отдельного» самостоятельного человека. Позвольте ему совершать ошибки и учиться на них. Дайте ребёнку пространство для свободы, чтобы он научился нести ответственность за собственные поступки.
- Старайтесь научить ребёнка проявлять уважительное отношение к другим людям.
- Ограничьте общение ребёнка с людьми, побуждающими его быть непослушным.
- При необходимости обратитесь за консультацией к специалисту. Позвоните по телефону доверия.