СКУЛШУТИНГ (ОТ АНГЛ. SCHOOLSHOOTING) — вооруженное нападение внутри учебного заведения.
- МАССОВО
Направленность умысла преступника на причинение вреда жизни и (или) здоровью большого круга лиц
- ДЕМОНСТРАТИВНО
Нападение носит характер публичного акта
- НАКАЗУЕМО
Действия преступника умышленны и наказуемы
- ГНУСНО
Действия преступника направлены на причинение вреда другим людям
ФАКТОРЫ РИСКА
ПОЧЕМУ ДЕТИ СОВЕРШАЮТ СКУЛШУТИНГ:
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ:
- Отсутствие внимания со стороны родителей
- Ссоры с родителями
- Трудности в общении со сверстниками
- Конфликты с друзьями и педагогами
- Интерес к оружию
- Интерес к компьютерным играм, в которых присутствуют сцены насилия, а также доступ к сайтам и группам в сети Интернет, пропагандирующим идеологию скулшутинг
- Интерес к группам и сайтам, пропагандирующим деструктивную идеологию (сообщества маньяков и серийных убийц, группы смерти)
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ:
- Депрессивное состояние ребёнка
- Внушаемость и ведомость ребенка
- Психические расстройства у ребёнка
- Желание быть замеченным
- Переживания, связанные с разными стрессовыми ситуациями
В ЧЁМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ (МАРКЕРЫ)
ПРИЗНАКИ ЗАРАЖЕНИЯ ИДЕОЛОГИЕЙ ШКУЛШУТИНГА (КОЛУМБАЙНА*):
- Изменения во внешности: смена стиля одежды, в гардеробе ребенка появляются широкие черные штаны в стиле милитари, берцы, длинный черный плащ и футболки с надписями «Ненависть», «Wreath», «Natural Selection», «Ich bin Gott» (данный признак можно рассматривать только в комплексе с другими). Появление вещей, собственных денежных средств, источник получения которых он не может объяснить.
- Изменения в поведении: резкие и внезапные поведенческие изменения (отказ от обучения, участия в мероприятиях, секциях, пропуски занятий по неуважительным причинам, потеря интереса к любимому учебному предмету), пассивный протест (уходы из дома, бродяжничество, отказ от приемов пищи, отказ от речевого общения); проявление интереса к неприятным зрелищам, сценам насилия, стремление к «играм» с легковоспламеняющимися и взрывоопасными веществами, ножами.
- Изменения на личной странице в социальных сетях: в качестве псевдонима и аватара ребенок может взять имя, фамилию, фото известных колумбайнеров, дата рождения – 20.04.1999, место проживания – город Литтлтон, место учебы – Columbine High school, Ребёнок выкладывает на своей странице фото, видео, посты, связанные с расстрелами. В подписках появляются сообщества деструктивной тематики («маньяческие» группы, группы смерти, группы школьных расстрелов, неонацистские группы). Репосты запрещенных материалов. В друзьях и подписчиках появляются подозрительные люди.
- Трансляция деструктивного контента: «лайки» террористических актов; упоминание имён ключевых фигур, совершивших акции скулшутинга; использование вербальных маркеров – колумбайнер, колумбайн, скулшутинг, скулшутер, «апрельские мальчики», колумбина; выражение восхищения нацистами; размещение собственных фотографий с оружием в руках.
- Появление у ребенка особых предметов и веществ: перочинные складные ножи; аэрозольные баллоны с краской, трафареты надписей экстремистского характера.
- Интерес к оружию: изучение сайтов, посвященных оружию, просмотр видео.
*Деятельность признана террористической и запрещена на территории РФ
ЧТО ДЕЛАТЬ
КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ КРИМИНАЛЬНЫХ СУБКУЛЬТУР
- Постарайтесь найти как можно больше времени для общения с ребёнком, совместных занятий с ним, формируйте традиции семейного общения.
- Станьте другом для ребенка, с которым он сможет поделиться своими переживаниями и не бояться быть отвергнутым.
- Интересуйтесь друзьями ребёнка, уделяйте больше внимания проблемам и взаимоотношениям своего ребёнка со сверстниками.
- Учите ребенка правилам безопасного взаимодействия с людьми.
- Организуйте досуг ребёнка во внеучебное время, в том числе посещение кружков и секций. Активно развивайте конструктивные интересы и увлечения ребёнка.
- Тесно взаимодействуйте с участниками образовательного процесса, чтобы знать о проблемах и достижениях своего ребёнка.
- Наблюдайте за действиями ребёнка в социальных сетях.
- Обращайтесь за помощью к специалисту в случае замкнутости ребёнка, резкого изменения его поведения, проявлений агрессивности и т.п.