Назад

Буллинг

Родителям
Родителям

Как предотвратить травлю

Буллинг
БУЛЛИНГ/ТРАВЛЯ (ОТ АНГЛ. BULLYING) — вид насилия, когда один человек (или группа) намеренно и неоднократно заставляет другого человека чувствовать себя плохо, и при этом жертве трудно защититься.

  • БОЛЬНО
    Душевная  и (или) телесная боль ребёнка может быть видимой для других или скрытой     
  • ПРЕДНАМЕРЕННО
    Человек  (группа) причиняет физическую или психологическую боль ребёнку намеренно
  • НЕОДНОКРАТНО
    Буллинг – это не случайный одноразовый спор или драка. Вред ребёнку причиняется неоднократно
  • ТРУДНО ОПРЕДЕЛИТЬ
    Буллинг не всегда можно сразу определить  - виды насилия очень разнообразны
  • ТРУДНО ЗАЩИТИТЬСЯ
    Силы в травле часто бывают не равны. Человек, которого травят, может быть слабее, младше по возрасту, отличаться от других, не иметь друзей в учебном коллективе и т.п.   

БУЛЛИНГ — одна из распространенных проблем в детских и подростковых коллективах, которая может  порождать деструктивные последствия: распространение  и усиление агрессии, снижение успеваемости, повышение количества эмоциональных проблем,  увеличение риска суицида среди подростков  и молодежи.
  • Прямой буллинг. Физическая агрессия удары, пинки, щипание, прикосновения сексуального характера и пр. 
  • Вербальный (словесный) буллинг издевательства или запугивания с помощью слов, угрозы, неуважительные комментарии о внешнем виде, религии, инвалидности и т.д. 

  • Социальный буллинг/изоляция - жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом, детским коллективом. 

  • Косвенный буллинграспространение слухов и ложной информации о жертве

  • Кибербуллинг травля в социальных сетях и сети Интернет

  • Теряет интерес к учёбе, ищет причины не посещать учебные занятия, снижается успеваемость. Просит, чтобы после занятий его встречал кто-то из взрослых. 
  • Перепады в настроении и поведении. Ребёнок кажется замкнутым, одиноким, тревожным, мнительным и боязливым без явных на то причин. 
  • Ухудшение самочувствия: жалобы  на боли в животе, в груди, головную боль, потеря аппетита.
  • Жлобы на нарушение сна и ночные кошмары, нежелание ложиться спать по вечерам в сочетании с нежеланием вставать по утрам, общей бессонницей.
  • Появление следов насилия: синяков, порезов, царапин, рваной одежды, которые не объясняются естественным образом (не связаны с игрой, случайным падением и т.п.). 
  • Появление повышенной раздражительности и утомляемости.  
  • Появление запросов на дополнительные деньги. Человек, который запугивает ребёнка, может заставить жертву добыть для него какие-либо предметы или вещи. Это даёт агрессору «психологическую власть» над человеком, которого он запугивает. 
  • Изменение целевой группы общения. Подросток отдаёт предпочтение взрослой компании, имеет мало друзей или совсем не имеет их. 
  • Избегает места и предметы, напоминающих о болезненных событиях, касающихся травли.  
  • Отказывается разговаривать на «неудобные темы», поскольку агрессор может угрожать усилением атаки в случае обращения за помощью.
  1. Сохраняйте спокойствие.  Проявляйте готовность  защитить ребёнка в ситуации травли. 
  2. Обсудите ситуацию с ребёнком.  Дайте  понять, что в жизни, к сожалению, такое случается. 
  3. Побеседуйте с классным руководителем. Узнайте, наблюдаются ли акты насилия со стороны кого-либо из одноклассников по отношению к вашему ребёнку, другим детям. Если да – спросите, какие меры принимаются для разрешения ситуации. Если ситуация не меняется – обратитесь к руководителю образовательной организации с просьбой разобраться в ситуации.  
  4. Наблюдайте за эмоциональным состоянием ребёнка. Спрашивайте о том, как прошёл его день, какие чувства вызвали разные  события. Проявите свое внимание, понимание, сочувствие.
  5. Если в ответ на травлю ваш ребёнок реагирует агрессией или жестокостью по отношению к агрессору – старайтесь не поддерживать эти способы реагирования. Учите в подобных ситуациях использовать юмор, опыт разрешения подобных ситуаций другими детьми и их родителями.
  6. Если ваш ребёнок – агрессор, дайте ему понять, что такое поведение по отношению к людям недопустимо, требуйте изменить стратегию поведения. Контролируйте изменения в поведении ребенка. 
  7. В случае травли не следует замалчивать ситуацию, напрямую выяснять отношения с агрессором и его родителями, обвинять и осуждать своего ребёнка, применять наказание, жестокость и насилие. Выбирайте конструктивные способы  разрешения ситуации и методы  воздействия на поведение детей. 
  8. Побуждайте ребёнка отстаивать право жить в безопасной среде, давать отпор обидчикам.
  9. Формируйте у ребёнка уверенность в себе, адекватную самооценку,  поддерживайте его сильные стороны.
  10. В случае тяжёлого состояния ребёнка, обратитесь за помощью к специалистам  - психологу, детскому психиатру, специалисту по медиации. Позвоните по телефону доверия.

Буллинг