КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ — форма психологической зависимости, которая проявляется в навязчивом увлечении различными информационными ресурсами и техническими средствами.
- ДЕЗАДАПТАЦИЯ
Частичная или полная утрата способности приспосабливаться к окружающим условиям среды
- МНИМАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Получая очередное сообщение, человек чувствует личную значимость. И боится, что, если не ответит вовремя, его перестанут принимать и «любить»
- ИЛЛЮЗИЯ ДОСТИЖЕНИЙ
Виртуальный мир предоставляет возможность «построить» желаемое, не прилагая усилий, которых требует реальность
- ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ «БУРГЕР»
Нехватка собственных впечатлений компенсируется играми, чужими фото, фильмами и т.д.
ПРИЧИНЫ
-
Хаос. Неспособность подростка сориентироваться в многообразии окружающей информации и требованиях взрослых, осознать собственные потребности и желания. Компьютер дает возможность найти то, что нравится ему, а не то, что хотят другие.
-
Стресс. Высокая загруженность ребенка, перепады настроения, свойственные подросткам, неумение управлять собственными эмоциями провоцируют стрессовые реакции, компьютер является доступным и безопасным способом побороть отрицательные эмоции.
-
Одиночество. Отсутствие контакта с близкими родственниками стимулирует стремление компенсировать одиночество за счет общения в сети.
-
Неодинаковое отношение к детям в семье. Выделение талантов и способностей одного ребенка в ущерб другому заставляет аутсайдера искать подтверждение своей уникальности в Интернете
-
Внутрисемейные конфликты. Дисбаланс в семье вынуждает ребенка искать поддержку и уверенность в виртуальном мире.
В ЧЁМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ (МАРКЕРЫ)
ПРИЗНАКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
- Озабоченность. Постоянное стремление к деятельности в интернете, демонстрация раздражительности, скуки после продолжительного времени без использования интернета.
- Увеличение времени, проводимого в интернете, которое необходимо для достижения удовлетворения.
- Обесценивание. Потеря интереса к предыдущим увлечениям и развлечениям, использование интернета для избегания плохого настроения.
- Функциональные нарушения. Снижение социальной, научной, учебной, производственной активности, в том числе потеря значимых отношений.
- Временные критерии. Использование интернета от 6 и более часов в день более 3 месяцев.
- Физические критерии. Нерегулярное питание, пренебрежение личной гигиеной, потеря субъективного контроля времени, отрицание наличия зависимости от компьютера.
ЧТО ДЕЛАТЬ
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПОЯВИЛИСЬ ПРИЗНАКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
- Прививайте правила общения, расширяйте кругозор ребенка, активно развивайте интересы и увлечения подростков, особенно те, которые могут стать альтернативой проведению времени за компьютером.
- Познакомьте ребенка с временными нормами. Не позволяйте бесконтрольно выходить в Интернет.
- Организуйте досуг ребенка во внеучебное время (посещение кружков и секций).
- Постарайтесь проводить больше времени с ребенком, формируйте традиции семейного общения и времяпрепровождения, приобщайте ребёнка к семейным обязанностям.
- Интересуйтесь друзьями ребенка. Уделяйте внимание проблемам и взаимоотношениям своего ребенка со сверстниками.
- Если ребенок обращается к вам за помощью, не наказывайте его. Ваша задача – помочь ему найти способ выхода из проблемной для него ситуации. Напоминайте, что все плохое проходит.
- Не оставляйте без внимания достижения ребенка.
- Научите ребенка конструктивным способам снятия эмоционального напряжения и выхода из стрессовых ситуаций.
- Обсуждайте с ребенком отрицательные явления жизни, вырабатывайте устойчивое противостояние тому, что несет в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.
- Помните о том, что родители для ребенка являются образцом для подражания. Поэтому сами родители не должны нарушать правила, которые установили для ребенка.