КИБЕРЗАВИСИМОСТЬ — форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми.
- ДЕЗАДАПТАЦИЯ
Частичная или полная утрата способности приспосабливаться к окружающим условиям среды
- ИЛЛЮЗИЯ ДОСТИЖЕНИЙ
Виртуальный герой совершенствуется, получает блага, предусмотренные игрой, у самого игрока в настоящей жизни ничего не меняется
- ЛОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Очевидных угроз для здоровья и благополучия аддикта нет, однако, существуют факторы, которые отрицательно влияют на все системы организма человека, вызывая полный уход от реальности и потерю материальных ценностей
ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ ЗАВИСИМОСТИ
-
Игра как «положительное подкрепление». Человек, продвигаясь по уровням компьютерной игры, получает «подкрепления» — маленькие психологические удовольствия в результате выигрыша или победы. Возникновение зависимости от игры объясняется тем, что в реальной жизни человек получает гораздо меньше «подкреплений», а в игре он может получать их постоянно.
-
Игра как «наркотик». Игры меняют режим и темп его жизнедеятельности, вызывая неспособность адекватно контролировать внешний мир.
-
Игра как развлечение. Игра создана другими людьми для того, чтобы отвлекать от размышлений о собственной жизни. Решая игровые задачи, мы забываем о реальности и необходимости «строить» собственную жизнь.
В ЧЁМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ (МАРКЕРЫ)
- При попытке отвлечь игрока от компьютера, он демонстрирует яркое нежелание делать это.
- Если ребёнка (подростка) все же удалось отвлечь от компьютера, он становится раздражительным.
- У аддикта (зависимого человека) отсутствует способность планировать время окончания игры.
- Подросток тратит фактически все карманные деньги для того, чтобы обновлять программы на компьютере и приобретать все новые и новые игры.
- Подросток (ребёнок) часто забывает о домашних обязанностях и делах, в том числе об учёбе.
- Подросток игнорирует заботу о своём здоровье, нарушается режим питания и сна.
- Зачастую, с целью того, чтобы поддерживать себя в бодром состоянии, подросток начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами, а приём пищи происходит без отрыва от компьютера.
- Когда подросток включается в компьютерную игру, он чувствует эмоциональный рост, испытывает ощущение эйфории.
- Подросток предвкушает и тщательно продумывает своё следующее пребывание в мире компьютерной фантастики, что повышает его настроение и захватывает все помыслы.
- Со временем могут возникать нарушения системы пищеварения, болевые ощущения в области позвоночника, лопаток и запястий рук, а постоянное раздражение глаз содействует возникновению головных болей и трудностей со зрением.
ЧТО ДЕЛАТЬ
- Прививайте правила общения, расширяйте кругозор ребенка, активно развивайте интересы и увлечения подростков, особенно те, которые могут стать альтернативой игровой реальности.
- Познакомьте ребёнка с временны́ми нормами. Совместно определите время и условия, когда ему разрешено играть.
- Организуйте досуг ребенка во внеучебное время (посещение кружков и секций).
- Постарайтесь проводить больше времени с ребенком: вместе ходите в музеи, театры, на спортивные соревнования, формируйте традиции семейного общения и времяпрепровождения.
- Приобщайте ребенка к семейным обязанностям.
- Интересуйтесь друзьями ребенка. Уделяйте внимание проблемам и взаимоотношениям своего ребенка со сверстниками.
- Не оставляйте без внимания достижения ребенка.
- Научите ребенка конструктивным способам снятия эмоционального напряжения и выхода из стрессовых ситуаций.
- Обсуждайте с ребенком отрицательные явления жизни, вырабатывайте устойчивое противостояние тому, что несет в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.
- Помните о том, что родители для ребенка являются образцом для подражания, поэтому сами родители не должны нарушать правила, которые установили для ребенка.