СУБКУЛЬТУРА (лат. sub «под» + cultura «культура») - часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами.
МАРГИНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА - совокупность локальных культур (субкультур), базисные принципы которых оцениваются как чуждые или враждебные по отношению к доминирующей культуре.
- ЗАМЕТНО
Представители субкультур стремятся подчеркнуть свою принадлежность к определенному течению
- ВРЕМЕННО
В большинстве случаев увлечение субкультурой – временное явление, характерное для подросткового и юношеского возраста
- ОПАСНО
Участие в субкультурах может представлять реальную опасность для подростка и окружающих людей
- РАСПРОСТРАНЕННО
Участие подростка в субкультурном движении – распространённое явление
Участие в асоциальных и антисоциальных маргинальных субкультурах способствует формированию антисоциальных взглядов и асоциального образа жизни, нарушению общественных норм, что ведёт к деструктивным последствиям – росту агрессии, направленной вовне и на себя (самоповреждения, суицидальное поведение), деформациям личности, вовлечению в противоправную деятельность.
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
-
Просоциальные объединения, в их состав входят социально активные люди с позитивной направленностью деятельности
-
Асоциальные объединения, в их состав входят социально пассивные люди, деятельность которых достаточно нейтральна по отношению к социальным процессам (музыкальные группы, спортивные фанаты). в идеологии субкультур данного направления присутствует критика каких-либо устоев общества, но это противостояние не носит крайнего характера.
-
Антисоциальные объединения, в их состав входят люди, подвергающие критике общественные порядки и устои, стремящиеся к их сокрушению (радикальные и криминальные группировки). их деятельность носит экстремистский характер, представляет явную угрозу для общества и государства.
В ЧЁМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ (МАРКЕРЫ)
ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО ТВОЙ ДРУГ, ЗНАКОМЫЙ СТАЛ ЧЛЕНОМ МАРГИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
- Снижение успеваемости. Высказывания о том, что учёба стала не важна и потеряла ценность, а плохие отметки перестали волновать.
- Появление пропусков учебных занятий без уважительной причины.
- Появление частых перепадов настроения, фон настроения чаще понижен или непостоянен.
- Появление раздражительности, боязни, страхов или бравады.
- Потеря аппетита, нарушения сна (бессонница или повышенная сонливость).
- Снижение внимания, нежелание заниматься чем-то. Проявление апатии, равнодушия к ранее любимым занятиям, увлечениям, отказ от привычного времяпровождения.
- Появление скрытности от взрослых. Может демонстрироваться отказ от общения с родителями, учителями, другими взрослыми или нежелание проводить время в их кругу, обращаться за советом и помощью.
- Изменение привычного круга общения. Появление контактов с лицами маргинальной направленности. Проведение большей части времени в этом кругу.
- Появление на кожных покровах странных рисунков, надписей, татуировок.
- Изменение во внешности (причёски, цвета волос, макияжа, маникюра) деструктивной направленности
- Изменение предпочтений в одежде, появление в одежде символики маргинальной организации.
- Появление в разговорной речи жаргона, непонятных слов и выражений.
- Проявление интереса к фильмам, сериалам, музыке направленности той или иной субкультуры.
- Проявление агрессии по отношению к окружающим людям.
- Проявление повышенного интереса к деструктивному контенту маргинальной направленности в сети Интернет, в социальных сетях.
- Попытки вовлечь тебя, твоих друзей, знакомых в свой новый круг общения, интересы субкультуры.
ЧТО ДЕЛАТЬ
- Искренне интересуйся жизнью друга, знакомого, кругом его общения, увлечениями. Постарайся узнать, чем он дорожит, что боится потерять, кто из людей наиболее важен , кому из взрослых и сверстников он доверяет и другие.
- Общайся с другом, интересуйся его проблемами, успехами и неудачами. Старайся не осуждать его слова, эмоции, поведение. Чувствуя принятие и поддержку от друзей и одноклассников, он не станет искать их в неформальных сообществах и группах.
- Проявляй дружелюбие и уважение – это может уберечь друга от вступления в маргинальную субкультуру, совершения противоправных действий, в том числе, и в отношении твоего друга.
- Будь для своего друга, знакомого примером для подражания. Веди здоровый образ жизни, читай книги, интересуйся культурой и искусством, путешествуй, расширяй кругозор, повышай правовую грамотность. Будь ответственным за свои слова и поступки человеком.
- Обращай внимание на круг интересов своего друга, знакомого. Ненавязчиво просматривай его активность в социальных сетях, в сети Интернет. Если заметил что-то подозрительное, деструктивное – поинтересуйся, что привлекает его в этой информации, попробуй переключить на более позитивный контент.
- Если ты заметил, что твой друг, знакомый, одноклассник стал проводить время с незаконопослушными людьми, поговори с ним, попытайся выяснить, что привлекает его в этой компании. Получив ответ, можно предложить более здоровую альтернативу интересов и времяпровождения, близкую к созиданию.
- При устойчивом интересе друга, знакомого к тем или иным деструктивным сообществам, группам и организациям сообщи взрослому (классному руководителю, родителям). Помощь нужна вовремя.
- При возникших трудностях преодоления вовлеченности в деструктивные субкультуры предложи другу, знакомому обратиться за помощью к специалистам - педагогу-психологу, социальному педагогу, другим, Позвони по телефону доверия.