НЕУСПЕВАЕМОСТЬ – это ситуативное или устойчивое отставание обучающегося в освоении учебного материала по одному или нескольким предметам образовательной программы.
- РАСПРОСТРАНЕНО
Каждый третий обучающийся не обладает базовым уровнем знаний как минимум по одному из предметов образовательной программы
- СТРЕССОВО
Неуспеваемость в образовательной организации может стать причиной хронического стресса
- ТРУДНО СПРАВИТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО
В большинстве случаев обучающийся не может справиться с неуспеваемостью самостоятельно и нуждается в помощи родителей и педагогов
- КОМПЛЕКС ПРОБЛЕМ
Связанных с обучением в группе или индивидуально
НЕУСПЕВАЕМОСТЬ – одна из распространенных проблем в образовательных организациях, которая порождает деструктивные последствия: проблемы эмоциональной сферы, нарушение состояния здоровья, детско-родительские конфликты в семье, чувство неполноценности ребёнка вследствие постоянных учебных неудач.
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
-
Ранняя неуспеваемость - возникает у обучающихся первых лет обучения (в начальной школе, на 1-2 курсе), связана со сменой привычной деятельности, сложностями в адаптации, изменением социального окружения, психологической неготовностью к обучению в школе, колледже, вузе.
-
Поздняя неуспеваемость - возникает у обучающихся среднего звена (в 5-9 классах, на 3-4 курсах), связана с усложнением образовательной программы, увеличением количества педагогов и повышением педагогических требований, к которым необходимо приспосабливаться.
В ЧЁМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ (МАРКЕРЫ)
- Неудовлетворительные отметки по отдельным учебным предметам.
- Нежелание обучаться, посещать учебные занятия, пропуски занятий без уважительной причины.
- Отказ выполнять домашние задания. Отсутствие интереса к изучаемому материалу.
- Несамостоятельность в выполнении учебных заданий. Решение задач, выполнение упражнений возможно только с чьей-то помощью.
- Жалобы на ухудшение самочувствия. Могут беспокоить боли, недомогание, дрожь.
- Трудности понимания и воспроизведения учебного материала - выделение главной мысли в тексте, структурирование материала, пересказ содержания текста своими словами.
- Пассивность при возникновении трудностей. Отсутствие проявлений воли, настойчивости.
- Проявление агрессии по отношению к окружающим, возможны межличностные конфликты.
- Проявление раздражительности, плаксивости, уход в себя, панические атаки накануне проверочных
и контрольных работ, отдельных уроков.
- Одиночество в учебном коллективе. Из-за проблем с успеваемостью возможны насмешки со стороны одноклассников, сверстников, некоторых педагогов.
- Языковые трудности - русский язык не является родным для твоего друга, знакомого, что затрудняет обучение.
- Совершение навязчивых действий - закручивание волос, грызение ногтей, раскачивание из стороны
в сторону, совершение других навязчивых действий.
- Проявление интереса к деструктивному контенту в сети Интернет и в социальных сетях.
- Поиск поддержки и самореализации во внеучебных сферах.
ЧТО ДЕЛАТЬ
- Будь внимателен к учебным успехам и трудностям друга, знакомого. Учитесь вместе.
- Если ты владеешь навыками тайм-менеджмента (управление временем), научи этому и друга Умение планировать учебные задачи, определять сроки и укладываться в них позволит эффективнее распределять учебную нагрузку.
- Обрати внимание друга, знакомого на правильное питание и здоровый сон как важные условия для полноценной работы мозга и интеллектуальных процессов.
- Будь примером для друга в плане учёбы. Не пропускай учебные занятия, выполняй домашние задания. Всегда используй возможность выполнить дополнительные учебные задания.
- Помни – для достижения хороших результатов необходимо прилагать усилия в любом деле.
- Мысли позитивно и заражай этим других. Положительный настрой улучшает работу мозга.
- Найдите время и возможность снять напряжение, связанное с учебным процессом - бегайте вместе, проводите время с друзьями, родными и домашними питомцами, используйте время для хобби и увлечений, слушайте музыку, смотрите фильмы, читайте книги.
- Чтобы учиться лучше, нужно «уметь переключаться» и выполнять задания «блоками», учиться конспектировать, развивать память, тренировать скорочтение.
- При затруднениях в понимании отдельных тем, обсудите возникшие вопросы между собой, обратитесь за консультацией к преподавателю.
- При возникновении стойкой неуспеваемости обратитесь за помощью к учителю родителям, психологу.