Назад

Конфликты

Подросткам
Подросткам

Как предотвратить и что делать, если избежать не удалось.

Конфликты

КОНФЛИКТ(лат. conflictus — столкнувшийся) — отсутствие согласия между двумя и более сторонами, имеющими различные точки зрения на какую-либо ситуацию. В конфликтах сталкиваются интересы, позиции, мнения участников. Конфликт считается разрешённым, если найдено взаимоприемлемое решение вопроса и отрегулированы  взаимоотношения его участников.

  • ПРОТИВОРЕЧИВО
    Конфликт развивается на основе противоречий и разногласий между участниками.
  • ОСТРО
    Открытое столкновение (инцидент) может иметь высокую интенсивность и потребовать от его участников большого количества психологических и материальных ресурсов 
  • ЭМОЦИОНАЛЬНО
    Слова и действия участников конфликта могут  вызывать сильные переживания,  негативные эмоции,  эмоциональные реакции, напряженность в учебном коллективе

КОНФЛИКТЫ — одна из распространенных проблем в детских, подростковых
и молодёжных коллективах. Затяжные конфликты и неэффективные стратегии их разрешения могут приводить к деструктивным  последствиям: самовольным уходам, распространению и усилению агрессии, снижению успеваемости, повышению количества эмоциональных проблем, буллингу, увеличению риска суицида среди подростков, противоправному поведению, нарушению детско-родительских отношений.

  • Нормальный - в этом случае конфликт воспринимается участниками как нормальная форма взаимодействия между людьми. Конфликт переводится в конструктивное русло, может разрешаться посредством компромисса, сотрудничества, других стратегий. 
  • Деструктивный  - в этом случае конфликт имеет разрушительный потенциал, наблюдается неудовлетворенность одного или двух участников конфликта его итогами. Такая ситуация сопровождается обидами, кризисом взаимоотношений, недопониманием.
  • Конструктивный  - в этом случае участники конфликта  получают определенную пользу для себя и удовлетворение от результатов инцидента. Инцидент разрешается конструктивными стратегиями и способами. 
ПРИЗНАКИ ТОГО,ЧТО ТВОЙ ДРУГ(ЗНАКОМЫЙ) – УЧАСТНИК КОНФЛИКТА
  • Проявляет резкое снижение успеваемости  в целом или по отдельным предметам.
  • Отказывается учиться, ищет  причины и способы пропуска учебных занятий.
  • Жалуется на  ухудшение самочувствия: головную боль, слабость, боли в животе и другие.
  • Проявляет раздражительность, агрессивность, напряжение в общении. 
  • Проявляет негативные переживания, эмоции и чувства.
  • Появились проблемы в межличностных отношениях  со сверстниками и взрослыми (часто спорит, провоцирует других людей на конфликты).   
  • Наблюдаются трудности в понимании поведения некоторых людей, их слов и поступков. 
  • Обострились некоторые черты характера – в поведении могут появиться  высокомерие, доминантность, прямолинейность, упрямство, снижение критичности мышления.
  • Появились признаки физического насилия - синяки, ссадины, царапины, травмы и т.п.
  • Наблюдаются признаки  защитного поведения - изолируется от общества, самовольно уходит из образовательной организации, из дома.  
  • Появились признаки неэффективного использования времени. Может «зависать» в своих мыслях, опаздывать к назначенному времени, не выполнять работу в срок из-за постоянных мыслей о конфликте.

СТРАТЕГИЯ ПОМОЩИ В СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА

  1. Сохраняй спокойствие. 
  2. Поговори со своим другом, знакомым. Внимательно выслушай его, не перебивая. Дай партнеру «выпустить пар», снизить напряжение, тревогу, «разрядиться» в разговоре.  Задай уточняющие вопросы о конфликтной ситуации. Определи факты и объективные доказательства конфликта.
  3. Выясни причину конфликта, что послужило поводом («запустило» его). 
  4. Попроси друга, знакомого спокойно обосновать свои претензии к другой стороне конфликта. Предложи «немного отойти» от занятой позиции в конфликте и посмотреть на ситуацию глазами другой стороны конфликта. Узнай, изменилось ли у друга, знакомого видение ситуации,  отношение к оппоненту, хочется ли он продолжать конфликт.
  5. Обсудите  возможные способы решения конфликта, обсудите каждый из них. Выберите те способы решения, которые помогут достигнуть соглашения, устраивающего обе стороны.
  6. При анализе конфликта старайтесь уходить от предположений, перехода на личности, унижения  и  оскорбления участников ситуации, «навешивания ярлыков».
  7. Если ты чувствуешь, что твой друг  не прав – попроси его извиниться перед оппонентом. Это обезоруживает и вызывает уважение.  Если твой друг прав – пусть ещё раз докажет это. 
  8. Объясни другу, знакомому  важность сохранения отношений независимо от результата разрешения конфликта.
  9. Постарайся  найти 3-5 сильных сторон, положительных качеств у оппонента. Вместе ответьте на вопрос: чему можно у него поучиться?
  10. При трудностях самостоятельного разрешения конфликта обратись  к специалистам (классному руководителю, педагогу-психологу, социальному педагогу). Можно  также обратиться к ровесникам-медиаторам, позвонить по телефону доверия.
Конфликты