КОНФЛИКТ(лат. conflictus — столкнувшийся) — отсутствие согласия между двумя и более сторонами, имеющими различные точки зрения на какую-либо ситуацию. В конфликтах сталкиваются интересы, позиции, мнения участников. Конфликт считается разрешённым, если найдено взаимоприемлемое решение вопроса и отрегулированы взаимоотношения его участников.
- ПРОТИВОРЕЧИВО
Конфликт развивается на основе противоречий и разногласий между участниками.
- ОСТРО
Открытое столкновение (инцидент) может иметь высокую интенсивность и потребовать от его участников большого количества психологических и материальных ресурсов
- ЭМОЦИОНАЛЬНО
Слова и действия участников конфликта могут вызывать сильные переживания, негативные эмоции, эмоциональные реакции, напряженность в учебном коллективе
КОНФЛИКТЫ — одна из распространенных проблем в детских, подростковых
и молодёжных коллективах. Затяжные конфликты и неэффективные стратегии их разрешения могут приводить к деструктивным последствиям: самовольным уходам, распространению и усилению агрессии, снижению успеваемости, повышению количества эмоциональных проблем, буллингу, увеличению риска суицида среди подростков, противоправному поведению, нарушению детско-родительских отношений.
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
- Нормальный - в этом случае конфликт воспринимается участниками как нормальная форма взаимодействия между людьми. Конфликт переводится в конструктивное русло, может разрешаться посредством компромисса, сотрудничества, других стратегий.
- Деструктивный - в этом случае конфликт имеет разрушительный потенциал, наблюдается неудовлетворенность одного или двух участников конфликта его итогами. Такая ситуация сопровождается обидами, кризисом взаимоотношений, недопониманием.
- Конструктивный - в этом случае участники конфликта получают определенную пользу для себя и удовлетворение от результатов инцидента. Инцидент разрешается конструктивными стратегиями и способами.
В ЧЁМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ (МАРКЕРЫ)
ПРИЗНАКИ ТОГО,ЧТО ТВОЙ ДРУГ(ЗНАКОМЫЙ) – УЧАСТНИК КОНФЛИКТА
- Проявляет резкое снижение успеваемости в целом или по отдельным предметам.
- Отказывается учиться, ищет причины и способы пропуска учебных занятий.
- Жалуется на ухудшение самочувствия: головную боль, слабость, боли в животе и другие.
- Проявляет раздражительность, агрессивность, напряжение в общении.
- Проявляет негативные переживания, эмоции и чувства.
- Появились проблемы в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми (часто спорит, провоцирует других людей на конфликты).
- Наблюдаются трудности в понимании поведения некоторых людей, их слов и поступков.
- Обострились некоторые черты характера – в поведении могут появиться высокомерие, доминантность, прямолинейность, упрямство, снижение критичности мышления.
- Появились признаки физического насилия - синяки, ссадины, царапины, травмы и т.п.
- Наблюдаются признаки защитного поведения - изолируется от общества, самовольно уходит из образовательной организации, из дома.
- Появились признаки неэффективного использования времени. Может «зависать» в своих мыслях, опаздывать к назначенному времени, не выполнять работу в срок из-за постоянных мыслей о конфликте.
ЧТО ДЕЛАТЬ
СТРАТЕГИЯ ПОМОЩИ В СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА
- Сохраняй спокойствие.
- Поговори со своим другом, знакомым. Внимательно выслушай его, не перебивая. Дай партнеру «выпустить пар», снизить напряжение, тревогу, «разрядиться» в разговоре. Задай уточняющие вопросы о конфликтной ситуации. Определи факты и объективные доказательства конфликта.
- Выясни причину конфликта, что послужило поводом («запустило» его).
- Попроси друга, знакомого спокойно обосновать свои претензии к другой стороне конфликта. Предложи «немного отойти» от занятой позиции в конфликте и посмотреть на ситуацию глазами другой стороны конфликта. Узнай, изменилось ли у друга, знакомого видение ситуации, отношение к оппоненту, хочется ли он продолжать конфликт.
- Обсудите возможные способы решения конфликта, обсудите каждый из них. Выберите те способы решения, которые помогут достигнуть соглашения, устраивающего обе стороны.
- При анализе конфликта старайтесь уходить от предположений, перехода на личности, унижения и оскорбления участников ситуации, «навешивания ярлыков».
- Если ты чувствуешь, что твой друг не прав – попроси его извиниться перед оппонентом. Это обезоруживает и вызывает уважение. Если твой друг прав – пусть ещё раз докажет это.
- Объясни другу, знакомому важность сохранения отношений независимо от результата разрешения конфликта.
- Постарайся найти 3-5 сильных сторон, положительных качеств у оппонента. Вместе ответьте на вопрос: чему можно у него поучиться?
- При трудностях самостоятельного разрешения конфликта обратись к специалистам (классному руководителю, педагогу-психологу, социальному педагогу). Можно также обратиться к ровесникам-медиаторам, позвонить по телефону доверия.