ИЗОЛЯЦИЯ– это состояние самозащиты от неприятностей, возможных угроз окружающего мира, проявляющееся в замкнутости, снижении общительности или отказе от взаимодействия с другими людьми, погруженности в собственный внутренний мир: мысли, образы, переживания.
НЕКОНТАКТНО
Подросток не желает контактировать с другими людьми, не ищет общения. Он не понимает ценности и важности общения
ЗАМКНУТО НА СЕБЕ
Подросток чувствителен, может воспринимать мир угрожающим и опасным. Он замыкается в себе с целью защиты внутреннего мира, поэтому часто бывает одинок
ПАССИВНО
Подросток не включается в совместную деятельность, во взаимодействие с другими людьми: не вовлекается в игры, беседы, обсуждения, групповые дела и мероприятия
НЕУВЕРЕННО
Подросток не уверен в себе, воспринимает себя неуспешным и неэффективным, испытывает тревогу и страх неудач
ИЗОЛЯЦИЯ - весьма распространенное явление в образовательной среде. В его основе лежит защита от неприятностей и угроз окружающего мира. Постоянная изоляция может вести к деструктивным последствиям: снижению успеваемости, задержке интеллектуального развития, агрессивному поведению, психическим расстройствам.
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
Ситуационная изоляция - возникает при наличии ситуаций, кажущихся субъективно сложными, непонятными, когда нужно взять «тайм аут» для размышления. может быть неосознанной или осознаваемой. умение время от времени ограничивать контакты и общение с людьми – признак пластичности, гибкости психики, помогающее избегать лишнего напряжения, неприятных эмоций.
Отчуждение - возникает на основе негативного эмоционального состояния - подавленность, тревожность, страх, на фоне снижения критичности мышления (бредовые идеи преследования и другие). стойкая тенденция к изоляции от взаимодействия с людьми – проявление психического расстройства.
Хроническая изоляция - возникает на основе психологических факторов. личностные особенности, определяющие склонность человека к изоляции – застенчивость, скрытность, необщительность. изоляция проявляется регулярно в разных ситуациях. причины могут лежать в области предыдущего жизненного опыта и быть связанными с особенностями воспитания и условиями обучения.
В ЧЁМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ (МАРКЕРЫ)
Отсутствие друзей в учебном коллективе, в дворовой компании. Если друзья есть, ребёнок общается с ними крайне редко, по исключительным случаям.
Редкое обращение ко взрослым, другим детям. В случае обращения контакт носит кратковременный характер. Ребёнок часто немногословен, говорит тихо. Общение с людьми не является для него важным и ценным. В ответ на обращения к нему других людей он может реагировать агрессивно.
Медленное приспособление к новым людям. Держится в стороне от других людей, долго присматривается к новичкам в классе и новым преподавателям, новым членам семьи (в случае появления отчима, мачехи, братьев и сестёр), к незнакомым людям.
Преобладает позиция наблюдателя в любых активностях, склонности к уединению.
Отсутствие желания выражать и отстаивать своё личное мнение (согласие с мнением других людей, либо молчание).
Наличие нетипичных увлечений, требующих уединенности (чтение литературы, изучение насекомых, коллекционирование и т.д.).
Наличие проблем с успеваемостью. Чаще всего сложности возникают с учебными предметами, требующими наличия коммуникационных умений.
Проявление замкнутости, скрытности, отсутствие стремления быть среди людей и делиться с ними своими мыслями, переживаниями, опытом.
Негативные эмоциональные состояния – тревога, страх, боязнь и другие, мешающие вступлению в контакт и активным действиям в новых и субъективно трудных ситуациях.
Проявление одиночества. Высказывания о том, что любит быть один. Длительное пребывание среди людей вызывает у него некоторый дискомфорт, внутреннее напряжение.
Снижение критичности мышления. Значимость жизненных ситуаций часто «раздувается» , их возможные риски и последствия преувеличиваются.
Плач в ситуациях столкновения с трудностями.
Проявление негостеприимства или нежелания ходить в гости (проявление недовольства, когда в дом приходят гости, нежелания гостить у друзей, родных).
ЧТО ДЕЛАТЬ
Прими друга (знакомого) таким, какой он есть, покажи доброжелательное и заинтересованное отношение к нему, готовность быть рядом в разных ситуациях. С пониманием относись к его «чудачествам», мыслям, эмоциональным состояниям.
В контакте не будь навязчивым, подбадривай инициативу друга (знакомого) контактировать с людьми. Поощряй его за любые успехи в общении с окружающими.
Искренне интересуйся увлечениями друга (знакомого). Это поможет ему раскрыться, включиться во взаимодействие. Старайся расширить круг его увлечений: расскажи о своих увлечениях, занятиях, любимых учебных предметах. Придумай совместное занятие для выхода за рамки дома (спортивные тренировки, плавание, творческая студия и другие).
\Демонстрируй другу (знакомому), как ты общаешься с разными людьми в разных ситуациях – со знакомыми, с незнакомыми людьми. Присматриваясь и прислушиваясь к твоим словам и действиям, он будет лучше ориентироваться в характерах и поведении людей, в ситуациях коммуникации.
Демонстрируй своё желание участвовать в делах учебного коллектива, стимулируй у друга (знакомого) желание присоединиться к общим делам. В коллектив, новую группу людей включай друга (знакомого) только с его личного согласия.
В случае переживания другом (знакомым) эмоционального дискомфорта попробуй отвлечь его, предложи вместе посмотреть фильмы комедийного жанра, юмористические видео, почитать вместе веселые рассказы и байки.
В затруднительных случаях изоляции обратись к специалистам - школьному психологу, классному руководителю, позвони по телефону доверия.