Назад

Изоляция

Подросткам
Подросткам

Что делать, если ребенок склонен к изоляции

Изоляция
ИЗОЛЯЦИЯ это состояние самозащиты от неприятностей, возможных угроз окружающего мира, проявляющееся в замкнутости, снижении общительности или отказе от взаимодействия с другими людьми, погруженности в собственный внутренний мир: мысли, образы, переживания. 

  • НЕКОНТАКТНО
    Подросток не желает  контактировать с другими людьми, не ищет общения. Он не понимает ценности и важности общения    
  • ЗАМКНУТО НА СЕБЕ
    Подросток чувствителен, может воспринимать мир угрожающим и опасным. Он замыкается в себе с целью защиты внутреннего мира, поэтому часто бывает одинок
  • ПАССИВНО
    Подросток не включается в совместную деятельность, во взаимодействие с другими людьми: не вовлекается в игры,  беседы, обсуждения, групповые дела и мероприятия
  • НЕУВЕРЕННО
    Подросток не уверен в себе, воспринимает себя неуспешным и неэффективным, испытывает тревогу и страх неудач

ИЗОЛЯЦИЯ - весьма распространенное явление в образовательной среде. В его основе лежит защита от неприятностей и угроз окружающего мира. Постоянная изоляция может вести к деструктивным последствиям: снижению успеваемости, задержке интеллектуального развития, агрессивному поведению, психическим расстройствам.  
  • Ситуационная изоляция - возникает при наличии  ситуаций, кажущихся субъективно сложными, непонятными, когда нужно взять «тайм аут» для размышления. может быть неосознанной или осознаваемой.  умение время от времени ограничивать контакты и общение с людьми – признак пластичности, гибкости психики, помогающее избегать лишнего напряжения, неприятных эмоций.    

  • Отчуждение - возникает на основе негативного эмоционального состояния - подавленность, тревожность, страх, на фоне снижения критичности мышления (бредовые идеи преследования и другие). стойкая тенденция к изоляции от взаимодействия с людьми – проявление психического расстройства.  

  • Хроническая изоляция -  возникает  на основе психологических факторов. личностные особенности, определяющие склонность человека к изоляции – застенчивость, скрытность, необщительность. изоляция проявляется регулярно в разных ситуациях. причины могут лежать в области предыдущего жизненного опыта и быть связанными с особенностями воспитания и условиями  обучения. 

  • Отсутствие друзей в учебном коллективе, в дворовой компании. Если друзья есть, ребёнок общается с ними крайне редко, по исключительным случаям.
  • Редкое обращение ко взрослым, другим детям. В случае обращения контакт носит кратковременный характер. Ребёнок часто немногословен, говорит тихо.  Общение с людьми не является для него важным и ценным. В ответ на обращения к нему других людей он может реагировать  агрессивно. 
  • Медленное приспособление к новым людям. Держится в стороне от других людей, долго присматривается к новичкам в классе и новым преподавателям, новым членам семьи (в случае появления отчима, мачехи, братьев и сестёр), к незнакомым людям.
  • Преобладает позиция наблюдателя в любых активностях, склонности к уединению.
  • Отсутствие желания выражать и отстаивать своё личное мнение (согласие с мнением других людей, либо молчание).
  • Наличие нетипичных увлечений, требующих уединенности (чтение литературы, изучение насекомых,  коллекционирование и т.д.).
  • Наличие проблем с успеваемостью. Чаще всего сложности возникают с учебными предметами, требующими наличия коммуникационных умений.
  • Проявление замкнутости, скрытности, отсутствие стремления быть среди людей и делиться с ними своими мыслями, переживаниями, опытом.
  • Негативные эмоциональные состояния – тревога, страх, боязнь и другие, мешающие вступлению в контакт и активным действиям в новых и субъективно трудных ситуациях.
  • Проявление одиночества. Высказывания о том, что любит быть один. Длительное пребывание среди людей вызывает у него некоторый дискомфорт, внутреннее напряжение.
  • Снижение критичности мышления. Значимость жизненных ситуаций часто «раздувается» , их возможные риски и последствия преувеличиваются. 
  • Плач в ситуациях столкновения с трудностями. 
  • Проявление негостеприимства или нежелания ходить в гости (проявление недовольства, когда в дом приходят гости, нежелания гостить у друзей, родных). 
  1. Прими друга (знакомого) таким, какой он есть, покажи доброжелательное и  заинтересованное отношение к нему, готовность быть рядом в разных ситуациях. С пониманием относись к его «чудачествам»,  мыслям, эмоциональным состояниям.

  2. В контакте не будь навязчивым, подбадривай инициативу друга (знакомого) контактировать с людьми. Поощряй  его за любые успехи в общении с окружающими.

  3. Искренне интересуйся увлечениями друга (знакомого). Это поможет ему  раскрыться, включиться во взаимодействие. Старайся расширить круг его увлечений: расскажи о своих увлечениях, занятиях, любимых учебных предметах. Придумай совместное занятие для выхода за рамки дома  (спортивные тренировки, плавание, творческая студия и другие).

  4. \Демонстрируй другу (знакомому), как ты общаешься с разными людьми в разных ситуациях – со знакомыми, с незнакомыми людьми. Присматриваясь и прислушиваясь к твоим словам и действиям, он будет лучше ориентироваться в характерах и поведении людей, в ситуациях коммуникации.

  5. Демонстрируй своё желание участвовать в делах учебного коллектива, стимулируй у друга (знакомого)  желание присоединиться к общим делам. В коллектив, новую группу людей включай друга (знакомого) только с его личного согласия. 

  6. В случае переживания другом (знакомым) эмоционального дискомфорта попробуй отвлечь его, предложи вместе посмотреть фильмы комедийного жанра, юмористические видео, почитать вместе веселые рассказы и байки.

  7. В затруднительных случаях изоляции обратись к специалистам  - школьному психологу, классному руководителю,  позвони по телефону доверия.

Изоляция