Назад

Ранние самовольные уходы

Подросткам
Подросткам

Как предотвратить

Ранние самовольные уходы
Самовольный уход тайное или явное,  добровольное оставление дома или организации ребёнком. Его безвестное отсутствие в течение одного часа с момента обнаружения данного факта или с момента наступления времени, условленного для возвращения.

  • ОПАСНО
    Ребенок оказывается без присмотра и без защиты взрослых   
  • ЧАСТО НЕОСОЗНАННО
    Уходы  ребёнка часто совершаются из любознательности,  носят импульсивный характер, могут быть следствием слабой ориентировки во времени и недостаточного самоконтроля
  • СТИХИЙНО
    Ребёнок может уйти под влиянием эмоций и внутренних побуждений
  • НЕПРЕДСКАЗУЕМО
    Непредсказуемость последствий

самовольный уход РЕБЁНКА из дома или учреждения является самой распространённой причиной совершения правонарушений несовершеннолетними или в отношении них.
  • Мотивированные уходы - возникают как реакция на острую стрессовую ситуацию, обусловлены психологически понятными причинами и связаны с ситуацией, в которой оказался ребёнок\

  • Немотивированные уходы (возникают без понятных мотивов) - 
    возникают  вследствие болезненно-пониженным настроением, негативными эмоциональными состояниями: раздражительность, озлобленность, скука, появлением острого стремления к освобождению от стесняющего режима, к перемене обстановки; •возникают  вследствие повышенной импульсивности, когда стремление к уходу непреодолимо и реализуется вне зависимости от ситуации. В этом  случае ребёнок часто уходит один; возникают без внешнего повода, без выраженного изменения эмоционального состояния, без неодолимого влечения, на «эмоционально холодном фоне» (часто при наличии у несовершеннолетнего психического заболевания).

  • Избегает разговоров на темы, которые его беспокоят.
  • Высказывается о том, что уход - единственный выход из сложной для него ситуации.
  • Выражает страх, боязнь говорить со взрослыми, опасаясь непонимания и негативных реакций с их стороны.
  • Пребывает в частой смене настроения и поведения: в контактах с людьми становится более закрытым, тревожится без явных причин. Может говорить о том, что ему одиноко. 
  • Затрудняется объяснить причины своих уходов.
  • Жалуется на кого-то из своего окружения, другого ребёнка или взрослого.
  • Высказывается о том, что ему плохо, и он хочет уйти.
  • Уходит от людей и ситуаций, в которых ему некомфортно.
  • Проявляет негативные эмоции и чувства (страх, злость, раздражение).
  • Проявляет состояние скуки, желание сменить обстановку, стремится к новым впечатлениям.
  • Испытывает напряжение в течение продолжительного времени. 
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ КТО-ТО ИЗ РЕБЯТ ЗАДУМЫВАЕТСЯ О САМВОЛЬНОМ УХОДЕ
  1. Проявляй внимание в отношении окружающих тебя сверстников, своих младших братьев и сестер, а также в отношении других детей. Обращай внимание на их поведение, высказывания,  эмоциональное состояние.
  2. Если ты видишь, что кто-то из детей, которые тебя окружают находится в подавленном состоянии, боится чего-то или говорит о желании уйти, поговори с ним об этом. Попробуй понять причины, по возможности помоги ему. Обрати на это внимание взрослых, которым ты доверяешь (родители, воспитатели, классный руководитель, школьный психолог).
  3. Участвуй в жизни своих младших братьев и сестер, старайся выстроить доверительные отношения с ними, поддерживай их.
  4. Организуй совместное времяпрепровождение со своими младшими братьями и/или сестрами.
  5. Помоги родителям организовать свободное время своего младшего брата и/или сестры, где ему представится возможность удовлетворить свою любознательность  через исследование себя, разных сторон жизни, мира, природы. Возможно, у вас найдутся общие увлечения и интересы.
  6. Помогай родителям осуществлять контроль за времяпрепровождением своих младших братьев и/или сестёр. Проявляй заботу о них и оказывай посильную помощь когда это  необходимо.
  7. Помогай педагогам в организации мероприятий для малышей (спортивные соревнования,  творческие конкурсы, походы, игры) учувствуй в них сам, показывая положительный пример.
  8. Если ты видишь, что на какого-то ребёнка оказывают негативное воздействие, вовлекают его  в сомнительные дела, призывают к уходу - обрати на это внимание взрослых, которым ты доверяешь.
  9. Если ты видишь у кого-то из ребят намерение самовольно уйти - попробуй отвлечь его от этих мыслей, перенаправь их в конструктивное русло.

  10. Если ты знаешь, что кто-то из окружающих тебя ребят находится в ситуации, которая его сильно беспокоит, посоветуй ему обратиться к школьному психологу или позвонить по телефону доверия.

Ранние самовольные уходы