Назад

Буллинг

Подросткам
Подросткам

Как предотвратить травлю

Буллинг
БУЛЛИНГ/ТРАВЛЯ (ОТ АНГЛ. BULLYING) — вид насилия, когда один человек (или группа) намеренно и неоднократно заставляет другого человека чувствовать себя плохо, и при этом жертве трудно защититься.

  • БОЛЬНО
    Душевная  и (или) телесная боль ребёнка может быть видимой для других или скрытой     
  • ПРЕДНАМЕРЕННО
    Человек  (группа) причиняет физическую или психологическую боль ребёнку намеренно
  • НЕОДНОКРАТНО
    Буллинг – это не случайный одноразовый спор или драка. Вред ребёнку причиняется неоднократно
  • ТРУДНО ОПРЕДЕЛИТЬ
    Буллинг не всегда можно сразу определить  - виды насилия очень разнообразны
  • ТРУДНО ЗАЩИТИТЬСЯ
    Силы в травле часто бывают не равны. Человек, которого травят, может быть слабее, младше по возрасту, отличаться от других, не иметь друзей в учебном коллективе и т.п.   

БУЛЛИНГ — одна из распространенных проблем в детских и подростковых коллективах, которая может  порождать деструктивные последствия: распространение  и усиление агрессии, снижение успеваемости, повышение количества эмоциональных проблем,  увеличение риска суицида среди подростков  и молодежи.
  • Прямой буллинг. Физическая агрессия удары, пинки, щипание, прикосновения сексуального характера и пр. 
  • Вербальный (словесный) буллинг издевательства или запугивания с помощью слов, угрозы, неуважительные комментарии о внешнем виде, религии, инвалидности и т.д. 

  • Социальный буллинг/изоляция - жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом, детским коллективом. 

  • Косвенный буллинграспространение слухов и ложной информации о жертве

  • Кибербуллинг травля в социальных сетях и сети Интернет

  • Потеря интереса к учёбе, нежелании посещать занятия, подавленное настроение. Снижение успеваемости.  просит, чтобы после занятий его встречал кто-то из взрослых. 
  • Частая перемена настроения. Говорит о том, что стал чувствовать себя одиноко, испытывать страх. Считает,  что о нем кто-то плохо думает. Может плакать без видимых причин. 
  • Ухудшение самочувствия. Могут быть жалобы на боли в животе, груди, головную боль. Может отказываться от любимой еды, иногда забывает позавтракать (пообедать, поужинать). 
  • Нарушение сна. Говорит о том, что ему не хочется ложиться спать по вечерам и вставать по утрам. Может рассказывать  о кошмарных сновидениях. По утрам часто  просыпается «разбитым» и вялым.
  • Жалуется на порчу вещей, одежды которые были намеренными (не во время игры, случайного падения и т. П.).
  • Проявляет раздражительность, негативные эмоции и чувства - тревогу, подозрительность, отчуждённость. Хорошее настроение бывает редко. Перестал радоваться тому, что раньше вызывало положительные эмоции.     
  • Высказывается о нежелании иметь друзей или о желании иметь немного друзей. Приоритет в общении стал  отдавать общению со взрослыми людьми. 
  • Избегает мест и предметов, напоминающими о событиях, касающихся травли. 
  • Проявляет нежелание говорить о своих проблемах с родителями  из-за угрозы агрессора усилением атаки и в случае  обращения за помощью.
  • Наличие следов насилия на теле  - синяков, царапин, травм.
  • Появление «синдрома беглеца»: ищет места и людей, где можно чувствовать себя безопасно.
  1. Сохраняй спокойствие. Имей решимость изменить ситуацию. 
  2. Попытайся уходить от ситуаций встречи с агрессором. Если избежать столкновения с агрессором не удается – спокойно и ясно скажи ему о том, что тебе не нравится такое поведение, проси остановиться. Попробуй пошутить, перевести разговор в позитивное русло.
  3. Расскажи о ситуации травли классному руководителю. Если он соглашается помочь – наблюдай за тем, как меняется ситуация. Если изменений не происходит и травля продолжается - обратись за помощью к  школьному психологу, социальному педагогу, завучу, директору. Замалчивать подобные случаи недопустимо.
  4. Поговори о ситуации с родителями, со взрослым, которому ты доверяешь. Разговор поможет лучше понять ситуацию, справиться с негативными эмоциями,  найти конструктивные способы решения ситуации. 
  5. Если травят кого-то из одноклассников,  твоих друзей – не будь равнодушен. Сообщи классному руководителю, кому-то из взрослых о ситуации травли. Окажи поддержку тому, кого травят, не бойся быть на его стороне. Вырази агрессору своё несогласие , проси прекратить подобное поведение. Попробуй привлечь свидетелей травли к защите жертвы. 
  6. В случае травли не следует напрямую выяснять отношения с агрессором, обвинять и осуждать участников ситуации, применять ответную агрессию, жестокость и насилие. 
  7. Тренируйся управлять своими эмоциями, развивай чувство юмора, учись конструктивной критике, умей мирно жить в любом коллективе. Учись защищать слабых, заботиться о других людях. 
  8. В случае, когда тебе или твоему другу, знакомому очень тяжело - обратись за помощью к специалистам (педагогу-психологу, другим специалистам). Позвони по телефону доверия.

Буллинг